Сибиряки в Германии: есть ли у российской сети «Светофор» будущее на немецком рынке?
Лента новостей
В Лейпциге открылся супермаркет Mere красноярской компании «Торгсервис», известной под брендом «Светофор». Какова стратегия дискаунтера на новом рынке?
Российский дискаунтер принес в Лейпциг немного ностальгии — очереди времен ГДР. На открытии первого магазина красноярской сети «Торгсервис» было так много людей, что не все смогли зайти сразу. Среди них корреспонденты и блогеры. Все хотят знать, что представляет собой российский супермаркет: чем собирается покорять, не угрожает ли немецкому рынку и действительно ли может дать заявленную 20-процентную скидку. Благодаря таким сетям, как Aldi и Lidl, цены на продукты в Германии и так одни из самых низких в Европе, считает руководитель немецкой оптово-розничной компании «Сибирия Групп» Сергей Линдт:
Сергей Линдт руководитель немецкой оптово-розничной компании «Сибирия Групп» «Трудно сказать, сколько они продержатся на немецком рынке. Где они найдут немецкий товар? У сети Lidl четыре тысячи магазинов, у Aldi примерно столько же с общим оборотом в 20 млрд евро. Они закупают товары выборочно и выторговывают наименьшие цены в большом объеме. У них свои машины и склады, оптимизация работы посекундная. Поставщики, которые привозят товар, должны уложиться в десятиминутное окно, чтобы разгрузиться. Все работает, как швейцарские часы, все расходы оптимизированы. Товар они закупают на 20-30% дешевле. Может, российская сеть не будет торговать немецкими товарами? Будут искать по Европе самые дешевые товары и привозить сюда? Мне сказали, что там очень много восточноевропейского товара чешского и польского производства. Если взять товары каждодневного спроса (молоко, масло сахар), это в Германии и так самое дешевое в Европе».
Первый магазин Mere с красно-желтым логотипом открыла в Германии компания «Торгсервис». В России ей принадлежит сеть дискаунтеров под брендом «Светофор», в основном в Красноярске. Всего около тысячи магазинов. Для сравнения: у «Магнита» 17 тысяч маркетов.
У немцев есть вопросы: почему покорять их рынок пришла не самая крупная российская сеть, которую в Москве никто не знает? В Германии «Торгсервис» зарегистрировал фирму TS MARKT GmbH. Удалось дозвониться в компанию, но говорить под запись там отказались. Правда, Business FM подтвердили, что планируют открыть магазины только в Восточной Германии.
Сергей Линдт руководитель немецкой оптово-розничной компании «Сибирия Групп» «Если бы пришел «Магнит», это была бы другая история. Люди не были бы так скептически настроены, потому что это одна из самых крупнейших сетей в Европе. Нужно ли им это? Может быть, у людей разные мысли по развитию бизнеса. Может, они хотят наставить точек в той же Европе, инвестировать деньги, чтобы увеличить стоимость фирмы, и перейти на биржу, сыграть на бирже или продать фирму целиком, такое тоже часто бывает».
Покорять Германию Mere будет стратегией ультранизких цен. Например, в торговых залах не будет полок, продукты будут стоять в коробках и мешках прямо на палетах. Сэкономят на персонале и рекламе. У магазинов, больше напоминающих склад, самый простой дизайн. Это будет востребовано, говорит житель Лейпцига Йоханн Бауэр:
Йоханн Бауэр житель Лейпцига «Мне все равно, лежат продукты на полках, палетах или даже на полу. Если цена ниже, я пойду туда. Я живу один, мне не нужно много продуктов, но я часто покупаю их для спортивного горнолыжного общества. Если общий чек будет на 10% ниже, я точно буду покупать там. Но я бы хотел знать, откуда продукты. Откуда сам магазин, не столь важно. Для меня все, что производится в Германии, стоит на порядок выше. Но это не значит, что я не хочу покупать продукты из других стран, просто я хотел бы знать, откуда они. Например, я не покупаю китайские продукты. ГДР в течение 40-50 лет имела контакт с российскими товарами. Люди лучше знают про качество вещей, они будут лояльны к таким продуктам. Думаю, они помнят, как стояли в очередях, чтобы что-то вообще получить».
Кстати, точно так же — c коробок, палет и даже плохо отапливаемых магазинов — 25 лет назад начинали те же сети Aldi и Lidl. Конкурировать с этими компаниями российской сети будет сложно. По крайней мере, это уже не удалось американскому гиганту Walmart, французской Intermarché и австрийской SPAR.