16+
Пятница, 8 ноября 2024
  • BRENT $ 74.50 / ₽ 7306
  • RTS877.71
28 января 2019, 20:48 Компании

С En+ и «Русала» сняли санкции, но вопросы остались

Лента новостей

Они касаются и других компаний Дерипаски, в частности его группы «ГАЗ». Mercedes, например, уже приостановил производство коммерческих автомобилей на ее мощностях

Олег Дерипаска во время посещения Горьковского автомобильного завода.
Олег Дерипаска во время посещения Горьковского автомобильного завода. Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Итак, Минфин США спустя девять с половиной месяцев снял санкции с «Русала» и его материнской структуры En+. Условия оказались достаточно жесткими. Олег Дерипаска, который остался под санкциями, снизил свою долю в En+. Больше 10% акций компании перешло швейцарскому трейдеру «Гленкор». «Русал» и En+ обязались быть абсолютно прозрачными для Вашингтона и отчитываться перед ним.

Кроме того, полностью обновлен совет директоров, половина которого состоит из граждан США и Великобритании, а их кандидатуры утвердили в Штатах. Судя по составу, там опытные менеджеры из международных компаний. Присутствуют россияне, например президент бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов. И есть в совете люди, скажем так, близкие России. Например, Николас Йордан, который еще с 90-х годов работает в нашей стране. Как и его знаменитый в России брат Борис Йордан.

А дальше может ждать очень интересное развитие. По требованию Минфина США только этот совет директоров может решать вопрос о перерегистрации En+. Прошлый совет одобрил переезд компании с острова Джерси на остров Октябрьский в Калининграде. Новый же состав может это решение и не утвердить. А для российских властей это очень важный вопрос. Об этом в середине января в интервью Business FM говорил министр экономики Максим Орешкин:

— Мы считаем, что такие компании должны быть в российской юрисдикции. Мы создали новый режим специальных административных районов, в которых уже сейчас в процессе перерегистрации находится целый ряд компаний, те компании, которые мы с вами сейчас обсуждаем, тоже.

— Совет директоров принял решение, после чего перераспустился. А я замечу, что в том документе, который опубликовало OFAC, в том числе содержался и такой пункт: вопрос о перерегистрации этих компаний может решать только новый совет директоров.

— Наша задача — создать условия, чтобы такая перерегистрация была возможна.

Следующий вопрос касается другой компании Олега Дерипаски, группы «ГАЗ». Она тоже под санкциями, но, в отличие от «Русала» и En+, их с нее не сняли. США лишь регулярно переносят вступление санкций в силу, последний раз срок сдвинули до 7 марта. Для ГАЗа черный список США страшен в основном не экспортом — значительная его часть идет в страны СНГ. Но у корпорации около 600 иностранных поставщиков, и если санкции вступят в силу, то производитель может остаться без части комплектующих и остановить конвейер. Еще осенью СМИ писали, что часть пакета Дерипаски может купить Volkswagen. Для немецкого гиганта это расширение производства, он может помочь ГАЗу с экспортом в Европу. Но это все в теории. Хотя компании уже плотно сотрудничают, замечает ведущий телеканала «Авто+» Павел Федоров:

Павел Федоров ведущий телеканала «Авто+» «Уже сейчас с завода выходят автомобили с двигателями Volkswagen, наши «Газели». То есть тут идет плотное сотрудничество, с одной стороны, и по сборке автомобилей группы концернов Volkswagen, но, с другой стороны, и поставляются компоненты какие-то. В частности, готовые двигатели. Я думаю, как частичное решение — это приобретение какого-то более крупного пакета акций, но это довольно сложное, скорее политическое решение, нежели экономическое, то есть это возможный выход из ситуации».

Но устроит ли такое решение Олега Дерипаску и российские власти? Для первого преградой может стать дисконт. Для вторых — то, что группа «ГАЗ» выпускает технику для российской армии. И пускать в такую компанию хоть и дружественного, но иностранца — вопрос крайне сложный.

А тревожные звонки уже звучат, и достаточно громко. 17 января Mercedes приостановил производство коммерческих автомобилей на мощностях ГАЗа. Причина — отсутствие комплектующих. Связано ли это с санкциями, в компании не пояснили.

28 января «Коммерсантъ» написал, что санкции помешали ГАЗу участвовать в конкурсе на поставку в Москву электробусов. По версии издания, иностранные поставщики отказались работать с российской корпорацией. Контракт на 6,5 млрд рублей в итоге получил КамАЗ.

Впрочем, есть надежда, что весной санкции с группы все-таки снимут. С «Русалом» были сложности, потому что это поставки алюминия, конкуренция с американским металлом. Вряд ли у Минфина США точно такой же интерес к российским «Газелям», которые по американским дорогам не ездят.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию