Сдержали слово: США сняли санкции с компаний Олега Дерипаски
Лента новостей
«Русал», En+ и «Евросибэнерго» выведены из санкционных списков в рамках сделки о сокращении доли бизнесмена в компаниях. Также назван новый состав совета директоров En+
Обновлено в 16:51
Министерство финансов США сняло санкции с российских компаний «Русал», En+ и «Евросибэнерго», оставив в силе все ограничительные меры в отношении Олега Дерипаски. Об этом говорится в распространенном сообщении ведомства. Отмечается, что компании выполнили условия, снизив прямые и косвенные доли Дерипаски и выйдя из-под его контроля.
Акции «Русала» на открытии торгов на Гонконгской бирже подорожали на 10%. Демократы в сенате пытались заблокировать снятие санкций, однако им не хватило голосов. При этом нельзя исключать, что в будущем конгресс не вернется к вопросу санкций против «Русала», говорит аналитик CNN по вопросам безопасности Саманта Виноград:
«Олега Дерипаску и других бизнесменов внесли в санкционные списки в апреле 2018 года, поскольку их сочли работающими в интересах российских властей. Решение о снятии санкций с активов Дерипаски означает, что с En+ можно вести дела, за это больше не будет наказания. Следует понимать, что на самом деле санкционные меры в отношении этих компаний никогда не работали. Все эти месяцы Минфин США продлевал им так называемые общие лицензии с отсрочкой санкций. Учитывая снятие санкций, вопрос в том, действительно ли Олег Дерипаска потерял контроль над этими компаниями, чтобы и он, и Кремль перестали получать выгоду от их работы. Глава Минфина США Стивен Мнучин сообщил конгрессменам, что условия сделки серьезно сокращают степень контроля Дерипаски над компаниями. Однако с тех пор появлялось немало публикаций, опровергающих это утверждение. В будущем конгресс может вернуться к вопросу санкций в отношении компаний Дерипаски».
Весьма вероятно, что Трампу придется заплатить высокую политическую цену за снятие санкций с компаний Дерипаски. По крайней мере, американские СМИ уже сейчас пытаются сделать для этого все возможное.
Основной формат заголовков: «Минфин США снимает санкции с компаний союзника Путина». В первых же строках читателю напоминают, что демократы пытались заблокировать снятие санкций в обеих палатах конгресса, но набрать необходимое количество голосов в сенате не удалось. Подача жесткая даже в условно нейтральных изданиях. Для примера реплика ведущей MSNBC Рэйчел Мэддоу:
«Почему из всех людей в мире администрация Трампа решила навалить вагон денег именно Дерипаске? Снятие санкций почти предотвратили, но поскольку законопроекту не хватило двух голосов в сенате, правительство Трампа вот-вот подарит ему сотни миллионов долларов».
В Twitter иначе как «подарком Путину» решение Минфина США не называют. Например, экс-кандидат в конгресс от демократов Памела Кис утверждает, что единственное объяснение такого «предательства» — это то, что Россия шантажирует республиканцев украденными мейлами.
Писатель Малкольм Нэнс призывает конгресс попытаться срочно возобновить санкции. Появляются признаки травли республиканцев, проголосовавших за снятие санкций: аккаунт с названием Partick Toomey loves Russian oligarchs публикует мемы о республиканском сенаторе, в том числе о том, как ему приходит SMS с текстом Spaseebo for removing sanctions.
В поддержку снятия санкций почти никто не высказывается — судя по всему, сторонники Трампа надеются ограничить публичное обсуждение темы. Хотя более взвешенные мнения все же встречаются. Как пишет эксперт Брукингского института и экс-глава исследовательского отдела Атлантического совета Алина Полякова, изначальные санкции в отношении En+ и других активов Дерипаски были наложены топорно и ударили по европейским союзникам США, поэтому исключение компаний из санкционных списков следует считать исправлением этой ошибки.
Как сообщает корреспондент BBC, бизнес-группы оказывали давление на администрацию Дональда Трампа, добиваясь снятия санкций с этих трех компаний. Причина в том, что «Русал» один из крупнейших в мире поставщиков алюминия, сразу после введения санкций на некоторое время подскочили мировые цены на алюминий.
Сам Олег Дерипаска и ряд других его компаний остаются в санкционных списках. Как повлияет снятие санкций на цену алюминия? Об этом рассуждает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов:
Максим Худалов директор группы корпоративных рейтингов АКРА «Мы полагаем, что история с тем, что с «Русала» снимут санкции, известна уже довольно давно. Кроме того, до этого решения Минфин США долго откладывал окончательное введение санкций, что позволяло компании успешно торговать на европейском и американском рынках. Здесь нельзя говорить о том, что для рынка будет каким-то шоком, что предложения алюминия вдруг могут вырасти в связи с отменой санкций против «Русала». Думаю, будет общий тренд, что цены на цветные металлы сейчас объективно снижаются в связи с тем, что объем производства вырос, а спрос падает. Поэтому здесь какого-то резкого ухудшения конъюнктуры рынка алюминия именно за счет того, что санкции против «Русала» отменены, мы не ожидаем. Учитывая довольно хорошее положение «Русала» с точки зрения эффективности производства по отношению к другим конкурентам, он будет восстанавливать свои позиции в рабочем режиме».
Сразу после снятия санкций En+ объявила новый состав совета директоров. Среди новых независимых руководителей: бывший член переходной администрации Трампа, экс-госслужащие США и Британии, экс-замминистра экономического развития России и представитель школы управления «Сколково». Кандидатуры были согласованы с Управлением по контролю над иностранными активами Минфина США.
В дальнейшем En+ планирует «продемонстрировать приверженность совета прозрачности, подотчетности и надлежащему корпоративному управлению». Председатель правления Грегори Баркер обещал предпринять для этого некие «дополнительные действия, выходящие за рамки соглашения с Минфином США».
Кроме того, швейцарский сырьевой трейдер Glencore становится владельцем 10,55% в En+ Group в рамках сделки по обмену на этот пакет своей доли в «Русале».
Новый состав совета директоров En+ оценил директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин:
— Общая черта всех членов совета директоров вне зависимости от их происхождения и гражданства: они тесно кооперированы в англосаксонских деловых структурах. В своей деятельности они больше будут ориентироваться на мнение не столько Вашингтона как представителя национального государства, сколько транснациональных кругов, которые локализованы в Соединенных Штатах и Великобритании.
— Что можете сказать про российских представителей?
— Здесь то же самое. Если посмотреть на послужной список всех трех представителей, то, во-первых, заметно, что они тесно связаны с российским капиталом, который был на пике в 1990-е годы. Во-вторых, еще в 90-е они прошли транснационализацию, то есть руководили российскими активами на Западе. Несмотря на российские фамилии, их также можно рассматривать как представителей англосаксонского капитала. Их российское гражданство не может служить аргументом для того, что они больше будут ориентироваться или прислушиваться к какой-то неформальной, тем более формальной позиции Москвы.
Россия утрачивает контроль за «Русалом», говорит политолог Георгий Бовт:
Георгий Бовт политолог, журналист «Прежде всего, там фигурирует Шаронов, человек известный и грамотный. Я думаю, он будет работать на укрепление качественного корпоративного управления этой компании. Игорь Ложевский прежде занимал должность вице-президента Deutsche Bank в Восточной Европе. Йордан работал в российском подразделении Goldman Sachs, эти люди обладают большой корпоративной солидарностью. Стоит отметить, что Glencore получила контроль за «Русалом» через En+, это довольно интересная конфигурация. Фактически она подтверждает прежние сделанные выводы о том, что Россия как страна и как государство и правительство утрачивает контроль за «Русалом», он оказывается в чужих руках».
Перестановки произошли и в руководстве «Русала»: пост председателя правления компании покинул Жан-Пьер Тома, избранный на должность в конце декабря. В заявлении компании говорится, что отставка Тома произошла по «категорическому запросу» Минфина США и была одним из условий снятия санкций.