События в Венесуэле как повод для новых антироссийских санкций? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Могут ли потенциальная помощь Москвы режиму Мадуро и слухи об отправке наемников в Каракас привести к противостоянию России и США вокруг Венесуэлы и активизировать приостановившуюся работу Вашингтона над новыми ограничительными мерами?
Дмитрий Песков опроверг информацию о нахождении бойцов российской частной военной компании в Венесуэле для защиты президента Николаса Мадуро, о чем ранее сообщило Reuters со ссылкой на анонимные источники и казачьего атамана Евгения Шабаева. Посол России в Каракасе Владимир Заемский также опроверг эту информацию, назвав ее «очередной уткой». США в конце прошлой недели созвали экстренное заседание Совета Безопасности ООН, на котором госсекретарь Майк Помпео призвал другие страны определиться, на чьей они стороне. Как дальше может развиваться ситуация?
США с первых часов начавшегося в Венесуэле двоевластия решительно поддержали самопровозглашенного президента Гуайдо, действия которого они, видимо, координировали изначально. В то же время они частично подчинились указу президента Мадуро о разрыве дипотношений, выведя из Каракаса большую часть своего посольского персонала, хотя со своей стороны дипотношений разрывать не стали, а будут их поддерживать с «альтернативным президентом».
Правда, и Мадуро отступил от изначальной жесткой позиции о выдворении всех американских дипломатов в течение 72 часов. Теперь он предлагает за месяц договориться о преобразовании дипломатических миссий двух стран в «офисы по представительству интересов».
Пока Мадуро удерживает пост. У него, как у всякого популиста, немало сторонников в стране, а главное, армейское командование заявило о его поддержке. Свергнуть режим оперативно не получилось. Однако ставку на его снос Запад сохраняет.
Ведущие страны ЕС предъявили Мадуро восьмидневный ультиматум, выдвинув главным условием объявление внеочередных выборов. Президент ультиматум отверг, однако согласился на некие переговоры с оппозицией и даже с США, вплоть до президента Трампа лично.
Впрочем, оппозиция, чувствуя широкую международную поддержку, пока на переговоры не соглашается. А Америка, похоже, по крайней мере сейчас, отказалась от опасной идеи о непосредственном военном вмешательстве, используя в качестве повода защиту американских дипломатов в Каракасе. Это слишком напоминало бы ситуацию в Иране в 1980 году, когда сторонники исламской революции несколько месяцев удерживали посольство США вместе с заложниками, а потом неудачная попытка их освобождения с помощью спецоперации стоила президенту Джимми Картеру переизбрания на второй срок. У Трампа еще свежи в памяти и события сентября 2012 года в ливийском Бенгази, когда был убит посол США и это нанесло большой репутационный ущерб госсекретарю Хиллари Клинтон. Так что с посольством лучше в опасные игры не играть.
Россия решительно поддержала Мадуро как законного президента. Однако теперь к этому добавилось заявление о готовности стать посредником в налаживании отношений между властями и оппозицией, если такие усилия будут востребованы.
В долгосрочном плане режим Мадуро выглядит обреченным. Уж слишком много наворочено для того, чтобы полностью развалить экономику страны и даже нефтедобычу. Силой такие режимы-банкроты уже не спасаемы. Никакая армия не сможет противостоять протестам в сотни тысяч и даже миллионы участников. Мадуро нужны не столько лояльные штыки, хотя они, конечно, тоже, сколько решительные и быстрые экономические реформы.
Однако, помимо кажущейся полной неспособности его правительства на вменяемые экономические действия вообще, такие реформы будет практически невозможно проводить в условиях международной изоляции и намерений Запада во главе с США отрезать Мадуро от какой-либо финансовой поддержки извне. Так, Банк Англии отказался выдать режиму хранящееся там венесуэльское золото на сумму 1,2 млрд долларов. Трамп грозит нефтяным эмбарго. Венесуэла, несмотря на неуклонное падение объемов, все еще поставляет в США примерно 17 тысяч баррелей в месяц, то есть около 200 тысяч в год.
Источником экстренной финансовой помощи могла бы выступить Россия, уже вложившая в экономику страны не менее 17 млрд долларов без внятных перспектив вернуть эти деньги. Однако решительная помощь режиму Мадуро, тем более слухи об отправке наемников в Каракас, Вашингтон может воспринять как дерзкий вызов со стороны Москвы в регионе, который США всегда считали своим задним двором. И это может стать поводом для активизации работы над новыми антироссийскими санкциями, которая в последние недели как-то замерла. В этом случае противостояние вокруг Венесуэлы между Москвой и Вашингтоном может стать куда более острым и иметь более серьезные санкционные последствия, нежели противостояние вокруг Сирии.