16+
Воскресенье, 22 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
22 января 2019, 01:04 Право

Защита экс-сенатора поймала следователей и экспертов на фальсификациях

Лента новостей

Адвокаты просят председателя СК Александра Бастрыкина возбудить дело по факту фальсификаций при проведении экспертиз и хищения бюджетных средств

Вячеслав Дерев.
Вячеслав Дерев. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Резонансное дело бывшего сенатора от Карачаево-Черкесии Вячеслава Дерева, обвиняемого в мошенничестве с незаконным возвратом НДС на сумму более 100 млн рублей, грозит обернуться грандиозным скандалом. На заключительной стадии расследования защита выявила фальсификации в трех экспертизах, назначенных следствием.

Оказалось, что они вплоть до опечаток повторяют результаты других исследований, ранее проведенных по делу, но поставленных защитой под сомнение. В этой связи адвокаты Вячеслава Дерева обратились к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину с требованием возбудить уголовное дело по факту махинаций внутри следственного ведомства.

В заявлении защиты (копия имеется в распоряжении Business FM) адвокат Вячеслава Дерева Кирилл Бельский указывает, что имело место хищение бюджетных средств, выделенных ООО «Бюджет Аудит Аутсорсинг Оценка» из федерального бюджета для производства экспертных исследований.

Он просит возбудить уголовное дело в отношении экспертов-«плагиаторов», а также причастных к передаче им предыдущих экспертиз работников СК по статьям 159, 303, 285 УК РФ (хищение путем мошенничества, фальсификация доказательств, злоупотребление должностными полномочиями). Речь идет о результатах судебно-бухгалтерской, финансово-экономической и судебной экономической экспертиз, проведенных по делу Вячеслава Дерева в ноябре 2018 года.

Дело в том, что три предыдущих исследования, сделанные в 2013, 2015 и 2016 годах, защита фактически смогла дезавуировать. Их проводили сотрудники контрольно-криминалистического управления Главного следственного управления СК РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу, то есть работники структурного, зависимого подразделения Следственного комитета России.

Баталии же вокруг возможности или невозможности проведения экспертиз внутри самого СКР кипят уже несколько лет. Так, прокуратура в лице генпрокурора Юрия Чайки активно выступает против того, чтобы Следственный комитет использовал своих, «карманных» экспертов, и даже обращалась по этому поводу с запросом в Конституционный суд, который в 2015 году, впрочем, встал на сторону СК.

Однако позиция надзорного ведомства в этом вопросе остается непримиримой: в июне 2018 года замгенпрокурора Виктор Гринь направил в СК информационное письмо. В нем говорилось, что судмедэкспертизы, проведенные специалистами СКР, не могут являться доказательствами по уголовному делу.

Настаивая на том, что экспертизы были проведены в нарушение закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», защита 19 сентября 2018 года заявила ходатайство об исключении трех экспертиз из числа доказательств по делу. Но, даже не рассмотрев его, руководитель следственной группы Алексей Вардугин 8 октября 2018 года назначил проведение трех новых экспертиз.

Стоит отметить, что по закону повторная экспертиза может быть назначена только при возникновении сомнений в обоснованности заключения эксперта или при наличии противоречий в его выводах. Тем не менее экспертизы назначили, а их производство было поручено малоизвестному негосударственному экспертному учреждению ООО «Бюджет Аудит Аутсорсинг Оценка», которое приступило к работе 18 октября.

Плагиат экспертов

Эксперты этой коммерческой организации Гаспарян и Пилипович справились всего за две недели — они закончили их уже 5 ноября. «Обычно подобные исследования занимают [время] от полугода, поскольку их проведение связано с анализом большого объема документации, — говорит Кирилл Бельский. — Как правило, количество документации измеряется если не ГАЗелями, то десятками больших коробок. Поэтому провести три такие экспертизы силами двух экспертов и всего за две недели было практически невозможно. Но дело даже не в этом. Начав изучать новые экспертизы, мы были шокированы тем, что они практически слово в слово повторяют старые экспертизы, выполненные экспертами СК. Чтобы не быть голословными, мы обратились в Гильдию лингвистов-экспертов (копия заключения имеется у Business FM), и комиссия из трех экспертов, в которую входили профессор и академик, подтвердили наши опасения о том, что новые экспертизы являются производными от старых, мягко говоря. Если же называть вещи своими именами, это копии старых экспертиз с микроскопическими переделками: все опечатки, излишняя пунктуация — все полностью скопировано. Однако официально старые заключения новым экспертам не передавались».

По словам защитника, то, что три новые экспертизы объемом в 300 листов могли полностью совпасть, слово в слово, со старыми, явно «из области фантастики». «Получается, что следователь умышленно пошел на то, чтобы сфальсифицировать доказательства виновности Дерева. В этой связи мы, конечно, молчать не могли и обратились с заявлением к главе СК Александру Бастрыкину», — сказал Бельский.

Адвокат считает, что, поскольку новые экспертизы были оплачены из бюджета РФ, их стоимость составила не менее миллиона рублей, но при этом они фактически не выполнялись, можно сделать вывод о хищении путем мошенничества (ст. 159 УК РФ). Он отметил, что, помимо возбуждения уголовного дела и привлечения виновных, защита будет требовать исключения данных экспертиз из уголовного дела.

Столь стремительное проведение экспертиз СК защита прежде всего объясняет желанием следствия уложиться в сроки расследования. «Проведение экспертиз в «приличных» экспертных учреждениях, например Минюста, занимают довольно длительное время, там существует очередь, а их выводы не всегда удобны следствию. Возможно, следователь побоялся, что выводы там будут для него не такими приятными и разрушат структуру обвинения», — предполагает Бельский.

В ходе расследования всплыли и другие скандальные факты. Так, почерковедческие экспертизы, которые пришли к выводу, что именно Дерев якобы подписывал всю финансовую документацию, проводились почему-то по образцам его подписей из банка, а не были взяты лично. Сверив даты проставления их со штампами в загранпаспортах Дерева, защитники фигуранта обнаружили, что в эти дни обвиняемого просто не было на территории РФ, что нивелирует второе важнейшее доказательство обвинения.

Единственный арестованный

70-летний бывший сенатор от КЧР Вячеслав Дерев был арестован 7 марта 2018 года Басманным судом столицы. В течение шести лет он проходил свидетелем по делу, которое расследовалось с 2012 года СК по Северо-Кавказскому федеральному округу, а позже было передано в центральный аппарат СК.

По версии следствия, Дерев был организатором мошеннической схемы, в результате которой две коммерческие фирмы — ЗАО «Киево-Жураки AПК» и ООО «Меркурий-2», задействованные в строительстве свиноводческих комплексов в Адыгее и Карачаево-Черкесии, в 2007-2010 годах получили возврат НДС на сумму более 100 млн рублей. Согласно материалам дела, Дерев выступал совладельцем первой компании и был фактическим руководителем второй. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Свою вину он категорически отрицает.

Страдающий рядом тяжелых заболеваний фигурант утверждает, что в те годы уже фактически отошел от дел. Он сфокусировался на общественной деятельности и много времени проводил за границей, занимаясь лечением онкологических и кардиологических заболеваний. СМИ связывали уголовное дело Дерева с его активной борьбой с криминальными кланами, причастными к политическим убийствам в КЧР. 9 февраля 2012 года Дерев дал по этому поводу интервью «Российской газете», а через неделю возбудили уголовное дело.

Шестеро других обвиняемых — гендиректор ЗАО «Киево-Жураки AПК» Аслан Папшуов, финансовый директор этого предприятия Белла Джилаканова, инженер-сметчик Реарита Акбаева, гендиректор «Меркурия-2» Вагоршак Амбарцумян, главный бухгалтер этой фирмы Апчар Патова и бухгалтер Вера Гиренко — никогда не находились под стражей, а отпущены под подписку о невыезде.

Генпрокуратура последовательно возражает против содержания Дерева в СИЗО со дня его задержания. Дерев страдает рядом тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой и эндокринной системы. Находясь под стражей, экс-сенатор перенес семь гипертонических кризов, а в ноябре в Басманном суде у него случился инфаркт.

«Он там просто умрет»

Состояние здоровья Дерева вызвало обеспокоенность у главы президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаила Федотова и члена совета Андрея Бабушкина, которые рекомендовали обеспечить его скорейшую госпитализацию в Институт имени Бакулева.

Бабушкин, вместе с Федотовым навещавший Дерева перед Новым годом в СИЗО № 5, отметил, что арестованный старается сохранять присутствие духа, но состояние его здоровья оставляет желать лучшего. «Он в свое время перенес два инсульта, операцию на тазобедренном суставе, у него там стоит протез. И вообще у него состояние довольно-таки тяжелое. Ему несколько раз становилось плохо прямо во время судебных заседаний [по продлению ареста], однажды его прямо из Басманного суда доставили в 20-ю ГКБ. Существует угроза его смерти в СИЗО. Я думаю, следователи рассчитывают, что он там просто умрет, либо истечет срок давности, — рассказал Business FM правозащитник. — Само же уголовное дело, на мой взгляд, не имеет судебной перспективы. Прокуратура многократно выступала против продления ему меры пресечения, но у следствия, вероятно, имеется коррупционный интерес, и они стоят намертво».

По закону заявление о совершении преступления должно быть рассмотрено в течение недели. Однако на практике это занимает не меньше месяца.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию