Квоты или аукционы: российские рыбаки вновь выступили против возможных новых правил игры
Лента новостей
Речь идет о распределении квот на вылов краба и других биоресурсов. Тему на этот раз подняли в Совете Федерации
Тема квот на вылов краба напоминает сериал, который никак не может прийти к развязке. Правда, возможный финал уже больше года будоражит российских рыбаков.
Кратко о сути. Сейчас квоты на вылов краба распределяются по историческому принципу. Тем, кто их купил в начале нулевых, квоты автоматически продлевают. Но правительство хочет половину квот разыгрывать на аукционах. То есть компаниям придется заново их покупать.
У чиновников два аргумента. Первый: это принесет в бюджет деньги. Называется цифра в 80 млрд, но она виртуальная, конкретных официальных подсчетов нет. И, в общем-то власти, которые активно собирают деньги на великие преобразования, можно понять. Правда, речь идет об отрасли, где за 15 лет сложились правила игры. Мнение сенатора Елены Афанасьевой:
Елена Афанасьева член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству «У государства свои интересы. Если есть необходимость сбора дополнительных финансовых средств, то, вероятно, можно найти другие механизмы этого сбора, не ломая того, что есть. Но, опять же, мы должны быть в постоянной дискуссии с органами власти на эту тему».
Второй аргумент чиновников. Аукционы усилят конкуренцию, а это, безусловно, хорошо в любой отрасли. Особенно в «закрытом клубе», как нередко называют российских рыбаков. А если будет больше конкурентов, то снизится и цена на рыбу и морепродукты.
У самой отрасли контраргументы. Слово президенту Магаданской ассоциации рыбопромышленников Михаилу Котову:
Михаил Котов президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников «У нас сегодня более 3000 компаний в рыбной отрасли, за последние четыре года поменялось почти 80% собственников. Это не конкуренция? Что касается цен на рыбу. Вот статистика: сахар вырос в два раза, все выросло в несколько раз, а рыба снизилась. Это что, плохо или хорошо? Я, честно говоря, не понимаю уже».
В рыбный бизнес действительно сложно попасть. Но дело не в том, что туда не пускают. Это технологически сложный промысел. Сейнер с оборудованием для вылова, холодильниками, переработкой рыбы сразу на судне — это не удочка. Чтобы войти в бизнес, нужно построить или купить суда, нанять экипаж. В СМИ писали, что идею с аукционами продвигают ради одного или двух крупных бизнесменов. Версия члена Общественной палаты Глеба Кузнецова:
Глеб Кузнецов член Общественной палаты «Новый игрок возьмет деньги в долг в государственном банке, купит эти квоты, а потом начнет продавать их тем самым старым игрокам, чтобы обеспечить и свою прибыльность и отбить банковский кредит. То есть это просто изъятие денег из отрасли и не более того».
Инициатива властей может привести к полному переделу не только в вылове краба. Рыбаки уверены, что закон затронет и другие ресурсы — треску, пикшу и минтай. Просто краб — самый маржинальный, идущий в основном на экспорт. Комментарий президента Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александра Дуплякова:
Александр Дупляков президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока «Краб — это как лакмусовая бумажка, но в целом в законе, как с юридической точки зрения, так и с технической, будет неопределенный перечень биоресурсов. То есть нельзя написать только про краба, должны написать «водные биоресурсы». Соответственно, это угроза для любых объектов».
Впрочем, что будет написано в законе, пока неизвестно, и это, кстати, больше всего волнует рыбаков. Точку зрения правительства и Росрыболовства пока никто не знает. Документ, как заявляет бизнес, готовят секретно, со стратегической отраслью не советуются. Не исключено, что законопроект появится в Госдуме в первых числах февраля, и, возможно, обсуждать что-то будет уже поздно.