«Это не просто запах, а реальный осадок»: башкирский Сибай из-за смога оказался на грани введения режима ЧС
Проблема загрязнения воздуха диоксидом серы вызвана тлеющим карьером Учалинского ГОКа. Власти города ограничили прогулки школьников и воспитанников детских садов
Обновлено в 19:38
Жители башкирского Сибая протестуют против экологической обстановки. Митинг, заявка на который подана в установленном порядке, должен состояться 26 января около местного Дворца молодежи.
Люди жалуются на то, что из-за пожара на положенном рядом с городом карьере Учалинского ГОКа в воздухе почти постоянно чувствуется запах горящей серы и летает сажа.
Особо тяжело дышать становится, когда в городе устанавливается безветренная погода, говорит заявитель митинга Радмир Мухаметшин:
«В городе удушающий запах. Я сам проживаю в Уфе, но больше недели я был в Сибае. Школьникам запретили выходить на улицу в учебное время. Всем детским садам запретили прогулки. Это не просто запах, а реальный осадок. На машинах моментально накапливается сажа. Ситуация такая, что карьер, который горит, является отработанным и должен был быть законсервирован. Его не закрыли, не рекультивировали. В Сибае не одна такая шахта. Митинг должен быть не просто по Сибаю, в других районах Зауралья такие же карьеры, которые скоро могут быть заброшены».
Можно сказать, что жители Сибая дышат сернистой кислотой (когда диоксид серы в легких смешивается с водой, образуется именно эта кислота). Как пишет «Коммерсантъ», медики и городские власти рекомендуют жителям покупать мощные респираторы, увлажнять воздух в помещениях и есть больше овощей и фруктов.
Но если ситуация, когда предельно допустимая концентрация диоксида будет превышена в разы и будет длиться долго, никакие фрукты не помогут, говорит профессор, пульмонолог Александр Карабиненко:
Александр Карабиненко профессор, пульмонолог «В 12 раз — это очень высокая, токсичная концентрация. Диоксид серы является достаточно токсичным соединением, и длительно им дышать не есть хорошо. Будет обязательно хронический бронхит, могут опухолевые процессы инициироваться. Ну, у нас в Москве иногда тоже диоксида серы достаточно много, когда транспорт стоит часами. Токсичное соединение. Это плохо влияет и на систему дыхания, и на нервную систему, и на почки, и на печень. Все органы страдают».
По данным местных СМИ, уменьшить площадь возгорания законсервированного карьера собственник пытается, заливая его смесью воды и глины. Раз карьер загорелся, потушить его теперь полностью будет очень сложно и дорого. Проще эвакуировать жителей Сибая, считает доктор геолого-минералогических наук Александр Портнов:
«Во-первых, эвакуация, во-вторых — попытка изоляции брошенного участка. Это означает плохое инженерное геологическое обслуживание, недосмотр геологов на участках. Это человеческий фактор. Не просто рабочих, а инженеров. Воздух там нагнетался с такой силой, что колчеданы загорелись. Проблемы очень серьезные, конечно. Если этот процесс пошел, остановить его так же трудно, как, скажем, горящий пласт угля, который горит сотни лет, пока не выгорит весь. Это экологическая катастрофа. Это может быть пожар на десятки лет».
Учалинская горно-обогатительная компания, которой принадлежит горящий карьер, является дочерним предприятием «Уральской горно-металлургической компании», основным владельцем которой является Искандер Махмудов.