Отрицавший пытки антифашист из «Сети» отделался сроком в 3,5 года
Лента новостей
Суд вынес первый приговор по делу «террористического сообщества «Сеть», якобы готовившего вооруженный мятеж в стране. Антифашист Игорь Шишкин признал вину и заключил сделку со следствием
Московский окружной военный суд в четверг, 17 января, приговорил к 3,5 годам лишения свободы антифашиста из Санкт-Петербурга Игоря Шишкина. Он стал первым из девяти фигурантов резонансного дела «террористического сообщества «Сеть». Он признал вину и заключил сделку со следствием, а его дело было рассмотрено в особом порядке.
Дело Игоря Шишкина МОВС заслушали в Ленинградском окружном военном суде. На это ушел лишь день, поскольку особый порядок подразумевает упрощенное судопроизводство: фигурант полностью соглашается с обвинением, а суд не исследует собранные доказательства. При этом подсудимому не может быть назначено наказание больше двух третьей от максимального срока.
Адвокат Шишкина Дмитрий Динзе просить закрыть процесс. «Мы будем просить закрыть заседание, поскольку будут оглашаться личные данные подсудимого, чтобы не разгласить врачебную тайну, а также для того, чтобы не была разглашена тайна следствия. Два дела у нас еще не закончены, продолжаются следственные действия, плюс [в деле есть] оперативные материалы. Второй момент связан с тем, что на Шишкина пытались оказать давление, чтобы он отказался от своих признательных показаний», — рассказал защитник Business FM перед заседанием. Однако судья постановил закрыть слушание лишь в части, когда будут оглашаться медицинские документы, остальную часть провести в открытом режиме.
Игорь Шишкин был задержан сотрудниками ФСБ 25 января 2018 года (он ушел гулять с собакой и не вернулся). Спустя два дня, Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга санкционировал его арест. Шишкину вменили участие в деятельности террористической организации (ч.2 ст. 205.4 УК РФ), которая предусматривает от пяти до десяти лет лишения свободы.
Как считает ФСБ, Шишкин являлся участником структурного подразделения «Марсово поле» («Марс») межрегионального террористического сообщества «Сеть», которое объединяло молодых людей левых взглядов из Москвы, Пензы, Петербурга и Белоруссии. По версии следствия, они собирались устроить взрывы во время проведения выборов президента России и чемпионата мира по футболу, «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране» и поднять вооруженный мятеж, чтобы свергнуть конституционный строй.
По данному делу осенью 2017 года в Пензе были арестованы Егор Зорин, Илья Шакурский, Василий Куксов, Дмитрий Пчелинцев, Андрей Чернов и Арман Сагынбаев, а в январе 2018 года в Петербурге — Игорь Шишкин, Виктор Филинков и Юлий Бояршинов. Многие их них были антифашистами и находились под наблюдением Центра «Э» ФСБ.
Дело «Сети» получило большую огласку из-за заявлений фигурантов о пытках, а также благодаря данным правозащитных организаций, которые считают дело сфабрикованным.
Такого мнения, например, придерживается лидер движения «За права человека» Лев Пономарев, который в конце прошлого года получил 16 суток административного ареста за несанкционированную акцию у здания ФСБ. Он считает, что Шишкин оговорил себя и других.
Лев Пономарев правозащитник, лидер «Движения за права человека» «Каждый сам решает, как ему поступать. Я не доверяю Шишкину, это мое мнение. Сотрудники спецслужб всегда нагибают людей, чтобы они наговорили на себя и на других. Благодаря этому они вырабатывают преюдицию (когда решение одного суда обязательно для другого без проверки доказательств — Business FM). Ему, наверняка, пообещали маленький срок, а его приговор будет преюдицией для всех остальных. Это неблагоприятная ситуация для других фигурантов «Сети». С другой стороны, я доверяю всем людям, которые сказали, что их пытали. Тем более пытки были зафиксированы членами ОНК в Питере. Следственный комитет не проводит расследования пыток, он помогает ФСБ скрыть факт преступлений. Существуют адвокатские опросы всех остальных людей, которых пытали. Мы будет требовать, чтобы дело, основанное на показаниях, взятых под пытками, было прекращено. Дело Шишкина в этом смысле — соломинка, за которую цепляются фээсбэшники, желающие сделать себе погоны».
Стоит отметить, что Игоря Шишкина, очевидно, тоже пытали. Следы пыток заметили правозащитники. Однако в отличие от других фигурантов, он не стал писать об этом заявление и вообще отрицал факты применения насилия, член ОНК Санкт-Петербурга Яна Теплицкая:
Яна Теплицкая член ОНК Санкт-Петербурга «Это было в день ареста, после пыток прошло меньше суток. Скорее всего, у него было двое суток без сна. Он исчез, его никто не мог найти. Мы тоже его искали, а потом увидели в суде. Он был в ужасном психологическом состоянии, на руке и лице были видны следы пыток. У него было еще много ожогов на спине, но мы их увидели спустя неделю. Мы все время к нему ходили, но лишь через неделю нам удалось добиться, чтобы осмотр был в присутствии медицинских сотрудников, а повреждения были зафиксированы в медицинских документах. Мы предполагаем, что ожоги были от электрических проводов. Он никогда не говорил, что это следы пыток, говорил, что перелом глазницы и огромные гематомы на ноге он получил на тренировке, а откуда ожоги не помнит. Его действительно заставили подписать объяснение на имя начальника УФСБ, что он получил все травмы на тренировках, хотя, конечно, это все полная ерунда. Он был абсолютно здоров до того, как встретился с сотрудниками ФСБ».
Впрочем, по словам адвоката Шишкина Дмитрия Динзе, в деле «Сети» все не так просто. «Пытки связывают, прежде всего, с дачей признательных показаний. Есть один нюанс — людей больше не пытали, но они до сих пор дают признательные показания. Как минимум, двое фигурантов дали признательные показания, — заявил он. — Поэтому там все неоднозначно, не надо верить тому, что распространяется некоторыми правозащитными организациями».
По условиям сделки со следствием Шишкин дал показания о роли Филинкова, Бояршинова, Шакурского, Сагынбаева, Пчелинцева, Зорина и других участников «Сети» из Санкт-Петербурга и Пензы. Прокурор просил для него четыре года в колонии общего режима.
Сам Шишкин просил назначить ему минимальное наказание. Он заметил, что не является «антисоциальной личностью», а напротив — «достойный член общества», его же роль в преступном сообществе была минимальной. «Я уже практически год провел в тюрьме, я и тогда раскаивался, когда ушел от этих людей, и сейчас еще больше раскаиваюсь», — цитирует его слова «Медиазона». Удалившись в совещательную комнату на час, судья Вадим Краснов приговорил его к 3,5 годам колонии общего режима.
По данным источника Business FM, знакомого с ходом расследования, Игорь Шишкин не последний «досудебщик» в деле «Сети». Заключить сделку со следствием намерен еще один фигурант.
В конце декабря прошлого года президент России Владимир Путин на встрече с новым составом Совета по развитию гражданского общества и правам человека пообещал разобраться с делами «Нового величия» и «Сети». При этом глава государства продемонстрировал, что в курсе деталей расследования дела «Сети» и процитировал данные о найденном у фигурантов оружии, гранатах и самодельном взрывном устройстве. «Понимаете, это серьезная вещь. Нам с вами мало терактов?», — задал он риторический вопрос правозащитникам.