Как не попасть впросак при покупке технически сложных товаров?
Лента новостей
Не все знают, что бытовая техника или смартфоны, купленные в магазине, не подлежат возврату и обмену, если они исправны. Другое дело, если вещь приобретена в интернет-магазинах. Однако последние зачастую пользуются неведением покупателей
Телевизоры, холодильники, микроволновки и смартфоны. Список вещей, относящихся к категории технически сложных товаров, достаточно велик. При их покупке в магазине надо знать, что этот вид продукции, если он не сломался в гарантийный срок, не подлежит обмену и возврату. Но из этого правила есть исключения, если эти вещи приобретены дистанционно. Однако интернет-магазины зачастую пытаются воспользоваться неведением покупателей.
Москвичка Анна купила холодильник. Его привезли и сказали, что пять часов он должен стоять не включенный в розетку. Через положенное время холодильник включили и для того, чтобы проверить его, положили в морозилку бутылку воды. На следующий день работа холодильника вызвала сомнения.
Анна москвичка «Я понимаю, что он как-то очень долго гудит, то есть он 50 минут гудит, 50 минут молчит. Как-то все это очень странно. Я позвонила на фирму, они мне говорят, звоните фирме «Индезит», пусть они присылают мастера, чтобы зафиксировать то, что он действительно плохо работает. Я говорю: «Девушка, давайте, мы лучше так сделаем — вы дадите мне другой холодильник, я доплачу. Либо просто заберите его, и все». Она мне говорит: «Холодильник относится к сложной бытовой технике. Он простому возврату не подлежит». Я хочу от этого холодильника просто отказаться».
Что должны были сделать в интернет-магазине по закону? Как говорят эксперты, есть два варианта. Либо они должны были забрать этот холодильник и привезти другой, то есть обменять. Либо забрать опять-таки своими силами эту технику и сказать покупателю, когда он имеет право на получение денег.
Но зачастую клиента вводят в заблуждение и говорят, что если экспертиза покажет, что там техника исправна, вы должны будете оплатить проверку. Но это всего лишь уловки. Если вы сомневаетесь в товаре, первое, что надо сделать, это предъявить продавцу требование о возврате денег. Оно должно быть написано и отправлено таким способом, чтобы можно было доказать эту отправку, говорит юрист Общества защиты прав потребителей Андрей Семенов:
— Такое требование предъявили — все. Дальше можно с продавцом переговариваться, проверку качества проводить, все, что угодно. Главное, что уже требования предъявлены. Потому что вот в той ситуации, которую я понял, продавец может иметь намерения разболтать покупателя до того, чтобы прошли семь дней, и у покупателя исчезло право требовать сразу возврата денег. И осталось бы только требование ремонта. Что, безусловно, продавцу может быть выгоднее.
— А могу я просто вернуть и запросить у продавца обратно деньги, если я просто передумала?
— В отношении дистанционной покупки такое право есть. Это право работает, как минимум, в семидневный срок.
При получении товара покупателю должны предоставить информацию о том, каким образом и в какие сроки потребитель может вернуть товар обратно. В случае отсутствия подобного документа, срок возврата техники или оборудования увеличивается до трех месяцев. Требования о возврате денег должны быть удовлетворены в 10-дневный срок. Правда, и здесь есть ограничения.
Нельзя вернуть товар даже в интернет-магазин просто так, если он был сделан по индивидуальному заказу и надлежащего качества, или же товар имеет явные следы использования и его товарный вид (ярлыки, упаковка) не сохранены. Если покупка совершена в обычном магазине, то технически сложные товары, а их перечень лучше уточнить, без видимых причин вернуть или обменять нельзя.