Тушинский прорыв: что происходит на месте ЧП?
Лента новостей
В полдень тоннель в московском районе Тушино превратился в бассейн с грязной водой. Его затопило после провала грунта, движение заблокировали в обе стороны. К месту происшествия отправился корреспондент Business FM
Обновлено в 18:43
Движение транспорта на Волоколамском шоссе, прерванное после аварии на Канале имени Москвы и провала грунта в районе Тушинского тоннеля, полностью восстановлено. В настоящее время транспорт по тоннелю, в который в течение дня вылились тонны воды и песка, движется в обычном режиме в обоих направлениях, временные схемы движения прекратили свое действие. Ранее столичные власти заявляли, что движение будет восстановлено только в пятницу, 11 января.
Выброс смеси воды и грунта в районе тоннеля начался около 11 часов утра после того, как дала протечку стенка канала. В момент происшествия машин в тоннеле не было. Вода выливалась на дорогу со склона, затопило даже подземный пешеходный переход в районе улиц Водников и Свободы.
Вот что рассказал об обстановке в районе аварии корреспондент Business FM Евгений Перельчук:
— Еле-еле сюда попал, потому что с обоих концов все перекрыто. Пока проходил от метро «Тушинская» к Тушинскому тоннелю, насчитал более ста единиц спецтехники. Это и экскаваторы, это и насосные машины, это и простые скорые помощи, и аварийные службы. Образовался небольшой коллапс даже. Но все они, на самом деле, стоят по краям обочины, а работают непосредственно на месте около 15-20 машин, экскаватор в основном. Они загребают прямо сейчас ковшами всю эту грязь и воду, погружают ее на самосвалы и потихоньку увозят. На самом деле, журналистов не пускают к самому центру события. Все огородили со всех сторон, и можно наблюдать только издалека.
— Но место прорыва видно?
— Да, видно. Но хочу сказать, что, конечно, это уже не водопад. Это, скорее, такой небольшой душик. Но струя еще достаточно мощная. Поступление воды продолжается, но как бы видно, что сходит на нет потихоньку.
— А размер прорыва сейчас как можно оценить? Сколько это примерно метров?
— На глазок метров, наверное, 15-20 в поперечнике, если смотреть слева направо. Но дыра очень внушительная на самом деле. Но ближе, к сожалению, не подобраться. Очень уж тут все уставлено машинами и средствами, и сотрудниками полиции, конечно, все перегорожено. Что касается коллапса, то да, это все стоит. Таксисты, на самом деле, цены пока не повышают особо. Выяснил я, что отсюда до центра будет стоить примерно 450 рублей, что, в принципе, средняя цена. Но и время ожидания до 20 минут. Понятное дело, таксисты сюда не попадают. Они будут подъезжать к концу Волоколамского шоссе, где начинается перекрытие дорог. Поэтому, конечно, внутрь сюда никто не попадает.
— Те водители, которые встали в эту пробку перед тоннелем еще около полудня. Этот хвост до сих пор стоит или каким-то образом его уменьшают?
— Когда только перекрыли, сразу пустили водителей на соседнее шоссе. На самом деле, сильных прямо таких пробок я не заметил, пока ехал. Пробки на глаз семь-восемь баллов, но машины не стоят. То есть это не прямо мертвая пробка, потихоньку движение идет. Огромные кучи песка в итоге пришлось привезти сюда, чтобы остановить распространение воды. Пришлось клещами вытаскивать из сотрудников хоть какую-то информацию о том, почему это произошло. Все говорят не под запись. Единственное, что удалось узнать, скорее всего, как говорят, произошла авария из-за ветхости конструкций, из-за того, что просто это очень старое сооружение. И несмотря на то, что каждый год, как они говорили, проводились проверки, которые не выявили никаких нарушений, отклонений, тем не менее авария случилась.
— Заммэра Петр Бирюков сегодня сказал, что говорить пока рано о причинах аварии. Он вспоминал и о расширении тоннеля, тогда еще могло что-то произойти, что сегодня вызвало прорыв дамбы. Что рабочие говорят, если с ними удалось пообщаться? Успеют они до конца дня закончить свою работу?
— Говорят, что работы точно будут проходить всю ночь. И совсем не факт, что они успеют, как сказал ранее мэр Москвы Сергей Собянин, что к 11 часам движение будет восстановлено. Как говорят рабочие, далеко не факт, то есть, может быть, все это и затянется гораздо дольше. Пустили одну полосу, машины движутся. Это, конечно, не тоннель — прилегающая дорога.
Скорее всего, одним только устранением аварии дело не закончится. По данным аварийных служб, слить нужно 300 тысяч кубометров воды. Она вместе с грязью и всеми реагентами уйдет прямо в Москву-реку и реку Химки. Кроме того, нужно будет восстанавливать грунт, считает технический директор независимой экологической экспертизы «ТестЭко» Александр Кукса:
Александр Кукса технический директор независимой экологической экспертизы «ТестЭко» «Достаточно много с точки зрения разового такого выброса, но с точки зрения, наверное, размеров панелей и дороги это не так уж и много. Плюс это, получается, все-таки грязь, с водой перемешанная. Наверняка воды там будет намного меньше. Было бы больше опасности, если бы это промывало дорогу и попадало ниже по течению уже непосредственно в реку. А здесь из шлюза попадает вода на дорогу, находящуюся ниже этого шлюза. Соответственно, большая часть воды смывает не только слой почвы, но и все реагенты, которые у нас по дорогам разлиты в зимнее время. Это все попадает в ливневую канализацию и оттуда обратно в Москву-реку. Эти реагенты в гораздо большем количестве резко попадают в воду реки, что могло бы привести к гибели речных обитателей. С другой стороны, у нас практически каждый год все равно все эти реактивы и реагенты с дороги попадают в воду реки. Маловероятно, что это повлияет на природу. Это может повлиять непосредственно на парк, на какие-то облагороженные территории провалом грунта, тем, что придется пересаживать растительность по новой, потому что, понятное дело, нарушена целостность грунта, какие-то деревья или кустарники могут повалиться».
Как аварийные службы открывают шлюзы в условиях мороза, ведь вода в водохранилище частично замерзла? Вот что говорит начальник информационно-аналитического центра регистра и кадастра Тимирязевской сельхозакадемии Сергей Беднарук:
— Камеры и шлюзы сливаются. Для этого есть специальные устройства, предусмотренные для выравнивания рельефов, водопропускные отверстия. Видимо, верхние ворота закрыты. Снизу сливают постепенно воду. Такого уж прорыва там нет. Шлюзы служат для того, чтобы между двумя, скажем, водоемами с разными отметками уровня воды [был] вот этот перепад, чтобы прошли суда — опустились или поднялись вверх. Сейчас навигации нет. Вообще говоря, зимой многие шлюзы просто опорожняются: закрываются верхние ворота шлюза. Вода через водопропускные сооружения сливается, и шлюзы все опорожняются. Я так понимаю, что сейчас идет этот процесс. Вода будет спущена, и будут тогда проведены обследования, найдут, где там трещины, где фильтрация эта идет. Вниз в Москву-реку, поскольку Химкинское водохранилище выше, вода идет вниз всегда.
— Потом тогда, получается, каким-то образом уровень будет обратно восстановлен?
— Нет, потом будут проведены ремонтные работы. А дальше, к следующей навигации в конце марта — в апреле, наверное, ремонтные работы будут проведены. Все будет восстановлено.
Пресс-служба Канала имени Москвы прислала Business FM комментарий по поводу ситуации:
Тушинский тоннель был построен в 30-е годы прошлого века, реконструкцию и расширение провели в 2001-м. Ответственность Канала имени Москвы по аварии, в результате которой был затоплен Тушинский тоннель, застрахована в компании «Согаз», сообщил ТАСС представитель страховщика. При этом он отметил, что информации об ущербе третьим лицам пока не поступало.