В Нью-Йорке обанкротился легендарный ресторан «Русский самовар»
Лента новостей
Заведение, работающее на Манхэттене более 30 лет, было обязательным пунктом для посещения у многих россиян, приезжавших в «Большое яблоко»
«Русский самовар» — самый известный в Америке русский ресторан, расположенный на 52-й улице Нью-Йорка, в сердце театрального района Манхэттена, в доме, где жил Фрэнк Синатра. Искусствовед Роман Каплан открыл его в 86-м, чтобы принимать своих друзей, ничего не зная про ресторанный бизнес. И рассказывал, что через год заведение пришлось бы закрыть, если бы не финансовая помощь Иосифа Бродского, который тогда получил Нобелевскую премию, и также уговорил войти в дело Михаила Барышникова. Как рассказывал Каплан, в этом ресторане Бродский пытался, например, зарифмовать меню: Pelmeni for many, и Vinegret — you won't regret. Место стало культовым, говорит композитор Александр Журбин, который неоднократно там бывал.
Александр Журбин композитор «Многие приезжали в Нью-Йорк специально, чтобы посидеть в «Русском самоваре». Я помню, например, Юра Башмет летел из Флориды, и мог лететь спокойно прямо в Москву, но он залетал в Нью-Йорк специально посидеть там за столиком и поболтать с Ромой Капланом. Там были великие оперные певцы, в частности, Дмитрий Хворостовский там очень часто бывал. Там я видел Роберта Де Ниро, Лайзу Минелли, Милоша Формана. И я совершенно не стесняюсь сказать, было время, когда и я там раз в неделю играл. Это был такой своеобразный ночной концерт, и приходили люди специально, чтобы меня послушать, и для меня это была огромная честь, и я горжусь тем, что я мог там иногда до шести утра без остановки играть на рояле».
«Русский самовар» даже попал в одну из серий «Секса в большой городе»: в интерьер, заставленный самоварами, Михаил Барышников приводит героиню Сары Джессики Паркер, и предлагает ей холодец. Кстати, Бродский, который любил хорошо поесть, предпочитал как раз холодец, пельмени, и особенно — гуся с капустой и яблоками, рассказывает писатель Александр Генис. По его словам, не стоит представлять «Самовар» как чисто русское заведение, там собирались люди со всего мира, а по воскресеньям играл негритянский джаз из Гарлема.
Александр Генис писатель «Любопытно, что в этом ресторане отнюдь не только русские гуляли. Например, в том самом сигарном баре на втором этаже постоянно выступают разные авторы, в том числе и я выступал с новыми книгами, то есть читаешь кусочек из книги, обсуждаешь с друзьями. Но потом к этому так пристрастились, что туда стали приходить знаменитые американские поэты — англоязычные, не русские, и опять та же толпа собиралась на них и слушала лучших американских поэтов, которые любили выступать в «Самоваре».
То, что банкротство случилось именно сейчас, когда отношения между странами на низком уровне — печальное совпадение. Согласно судебным документам, заведение задолжало почти 200 тысяч долларов домовладельцу. Как говорят друзья ресторана и его постоянные посетители — подвиг уже то, что «Русский самовар» выживал в ситуации, когда каждый миллиметр манхэттенской недвижимости стоит огромных денег. Говорит ресторатор Андрей Деллос:
Андрей Деллос ресторатор «Дело в том, что он очень большой по величине и аренда в Нью-Йорке в какой-то момент стала повышаться, особенно в таких ключевых местах, в геометрической прогрессии. Атмосфера там была очень хорошая. Нью-Йорк с этой точки зрения вообще странный город, потому что в принципе привязан к своим каким-то ценностям. А с другой стороны, все знаковые места, если в какой-то момент не меняли резко концепцию, все равно уходили в небытие. Вот этот процесс угасания, конечно, наметился, я вам скажу, уже лет 10 назад. Так что он просто пережил какой-то пиковый свой период и теперь, скорее всего, я думаю, останется в истории Нью-Йорка».
Банкротство еще не значит, что «Русский самовар» сразу закроется, американские законы дают ему год на то, чтобы решить проблему с долгами. В семье Романа Каплана, которой принадлежит ресторан, уверены что «все будет хорошо».