Миллиардер Гапонцев подал в суд на американский Минфин
Лента новостей
Насколько токсичным является так называемое кремлевское досье? Как вообще американский бизнес относится к русским?
Бизнесмен российского происхождения Валентин Гапонцев потребовал исключить его из так называемого «кремлевского досье». В перечень, обнародованный в январе, вошли 96 участников российского списка Forbes.
Ранее американские власти заявляли, что попадание в досье не означает введения санкций. Тем не менее в иске Гапонцева говорится, что из-за попадания в этот список его компания потеряла как минимум одного клиента.
В иске Гапонцева говорится, что Минфин не провел «серьезного расследования», прежде чем отнести бизнесмена к ближайшему окружению Владимира Путина. Вместо этого министерство фактически перепечатало список российских миллиардеров Forbes.
79-летнего Валентина Гапонцева действительно сложно заподозрить в тесных связях с Кремлем. Физик с мировым именем в декабре 1990-го создал фирму по производству промышленных лазеров. Но потом выяснилось, что в тогдашней России новые технологии никому не нужны.
Гапонцев решил осваивать зарубежные рынки. В 1995-м он перебрался в Германию, оттуда — в США, где теперь располагается штаб-квартира IPG Photonics Corporation, ведущего мирового производителя волоконных лазеров большой мощности.
У Гапонцева двойное гражданство России и США, он постоянно проживает в Штатах. Вполне возможно, что бизнесмен встречался с Путиным только единожды, в 2010-м, когда нынешний российский президент посещал предприятие IPG Photonics в подмосковном Фрязине.
Тем не менее включение в кремлевское досье действительно могло негативно сказаться на бизнесе Гапонцева. Такое мнение высказал партнер Paragon Advice Group Александр Захаров, который также попытался оценить перспективы иска против американского Минфина:
Александр Захаров партнер Paragon Advice Group «Попадание в такой список является действительно, будем говорить, квазитоксичным, с точки зрения того, что существуют действительно опасающиеся за свою репутацию контрагенты из США или контролируемые США, которые боятся вступать в отношения с участниками «кремлевского списка». Если честно говорить, то практика в настоящий момент отсутствует. Это на самом деле, действительно первый случай. Но с учетом того, что его интересы представляет известная американская юридическая фирма, можно исходить из того, что они просто бы не взялись, если бы такая перспектива не присутствовала. Как это, например, происходит в Щвейцарии, когда, в общем-то, известного российского предпринимателя отказываются представлять вообще любые швейцарские адвокаты».
Интересы Валентина Гапонцева представляет международная юридическая фирма Norton Rose Fulbright. Получить там оперативный комментарий не удалось.
Еще в марте ученый и бизнесмен решил привлечь лоббистов для оценки последствий попадания в кремлевское досье. Нанял лоббистов и другой фигурант списка, водочный король Юрий Шефлер. Он давно живет за границей, и у него были проблемы с российским законом.
По данным РБК, еще один бизнесмен из списка, экс-владелец газовой компании «Нортгаз» Фархад Ахмедов, тоже собирался судиться с американским Минфином. Непонятно, подал ли он иск, но, во всяком случае, собирался.
Можно ли говорить, что отношение к крупному русскому бизнесу в США сегодня изменилось? Отвечает профессор политологии Университета штата Теннесси Андрей Коробков:
Андрей Коробков профессор политологии Университета штата Теннесси «Конечно, это касается, кстати, не только бизнеса, это касается просто покупок собственности в США, есть высокая степень риска, что в какой-то момент эту собственность можно или потерять, или же, не теряя ее, можно потерять возможность приезжать в США, а тогда ее придется продавать за бесценок. Конечно, любой бизнесмен думает об этой вероятности. Сигнал совершенно четкий российской элите: никто из вас не гарантирован больше, и будущее ваших денег тоже не гарантировано. Он посылается с конкретными политическими целями».
Получается, что быть крупным бизнесменом российского происхождения сегодня рискованно, даже если вы не имеете никаких связей с Кремлем. Просто потому, что вы русский — а значит, токсичный. Как говорится, ничего личного: никто не хочет терять свои деньги.