Федотов объяснил ротацию в СПЧ
Лента новостей
До конца года в Совете по правам человек может смениться половина правозащитников. Новых членов СПЧ утвердит Владимир Путин. Кто может покинуть организацию?
Обновлено в 16:25
В президентском Совете по правам человека может смениться половина правозащитников. До конца года СПЧ ждет ротация.
Список будет утвержден указом Владимира Путина перед традиционной встречей совета с главой государства — она обычно проходит в конце года, и на ней будет присутствовать уже новый состав совета.
Почему проходит ротация и кто может покинуть совет? Об этом Business FM рассказал председатель СПЧ Михаил Федотов, который возглавляет его уже восемь лет.
— Речь идет о том, что каждый раз, когда начинается срок президентских полномочий, проводится ротация всех советов. Многие советы уже прошли процедуру ротации, то есть обновления своего состава, настала очередь и Совета по правам человека. Соответствующие предложения, согласно положению, вносит председатель совета, я свои предложения внес. И сейчас они обсуждаются в администрации, а дальше президент решит, каким будет состав обновленного совета. Чем я руководствуюсь в своих предложениях, могу сказать. Во-первых, преемственность, во-вторых, нужно сохранить правозащитный характер совета, если нужно сохранить его работающий характер, потому что Совет по правам человека работает в постоянном режиме, это не структура, которая собирается раз в году или два раза. Я считаю, что это очень важно — сохранить именно работающий состав совета.
— В отношении конкретных персоналий...
— Конечно, я могу назвать только тех людей, которые пожелали выйти из совета. Это Максим Шевченко, который несколько месяцев назад заявил о том, что он выходит, Сергей Воробьев и Сергей Козырев, которые попросили меня не включать их в мои предложения по новому составу совета, потому что они очень заняты по своей основной работе.
— Сами вы планируете остаться во главе совета или ваши планы как-то меняются?
— Мои планы не меняются, потому что президент своим указом уже назначил меня своим советником и председателем совета.
У некоторых членов СПЧ ранее возникали проблемы с властями.
Например, председатель Комитета против пыток, ведущего активную правозащитную работу на Кавказе, Игорь Каляпин конфликтовал с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. По данным источника «Ведомостей», это может помешать Каляпину остаться в совете.
По словам самого Игоря Каляпина, с Федотовым он это не обсуждал. Вот что он сказал Business FM:
Игорь Каляпин председатель Комитета против пыток «Я это с Федотовым не обсуждал. По-моему, Федотов всех спрашивал в рассылке совета, кто готов, кто не готов работать. Насколько я понимаю, наверное, все ответили, что готовы продолжать работу, но мы все понимаем, что кроме Федотова есть еще много людей, которые на это будут влиять, и сильнее, чем Федотов. Про мой конфликт с Рамзаном Ахматовичем Кадыровым, наверное, известно достаточно хорошо. И неприятные ситуации, когда приходилось Путину и Пескову что-то комментировать, какие-то там безобразия, происходящие в Чечне, я думаю, не забыты. Полагаю, будет принято какое-то решение, чтобы больше на самом высоком уровне это комментировать не приходилось. В конце концов, закидали бы какого-то Каляпина чем-то, который бы не был членом СПЧ, ну всяко не пришлось бы президенту это безобразие комментировать, мало ли где кого закидали».
Сейчас в совет входят как лояльные, так и критикующие власть правозащитники. Среди лояльных, например, руководитель Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Среди критикующих — руководитель «Агоры» Павел Чиков, один из первых директоров «Голоса» Лилия Шибанова.
Максим Шевченко заявил о выходе из совета в мае 2018 года. Он был возмущен тем, как полицейские и казаки разгоняли несанкционированную акцию сторонников Алексея Навального в Москве 5 мая. Совет по требованию Шевченко не собрался. Другие члены СПЧ заявляли, что решение Шевченко связано с его дракой в студии радио «Комсомольская правда» с членом совета Николаем Сванидзе.
До этого в СПЧ не было крупных скандалов с 2011-2012 годов, когда после возвращения в Кремль Владимира Путина о выходе из совета заявили экономист Александр Аузан, правозащитница Светлана Ганнушкина, Елена Панфилова, которая тогда руководила российским отделением Transparency International, и еще несколько членов СПЧ.
Последняя ротация в совете проводилась в 2012-м — частично с помощью голосования в интернете, и она также сопровождалась скандалами. Не вошедший в список правозащитник Александр Брод объявлял голодовку, из СПЧ вышли несколько человек, включая Людмилу Алексееву, которая вернулась в состав совета в 2015-м.
Кто может покинуть совет в результате ротации? Изменится ли парадигма? Рассуждает политолог Павел Салин:
— Скорее всего, СПЧ захотят придать более системный вид, потому что некоторые члены совета, будучи в своем статусе, по мнению определенных кругов во власти, предпринимают действия, которые работают на делегитимацию этой власти.
— С вашей точки зрения лояльность повысится?
— Скорее всего, потому что, наверное, покидать СПЧ будут наименее системные кандидатуры. Но здесь палка о двух концах. Это как с оппозиционными партиями, то есть, да, лояльность повышается, но снижается качество обратной связи. И вопрос: зачем нужны подобного рода институты — оппозиционные партии, СПЧ, другие структуры правозащитно-либерального толка? Для того чтобы служить каналом и обратной связью, доносить до власти тревожные и неприятные, но нужные сигналы. Если уровень лояльности повысится, это создаст определенный модус спокойствия для власти, но власть лишится еще одного важного канала обратной связи.
Когда будут утверждены новые списки и пройдет встреча президента с СПЧ, неизвестно. Пока, по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, встречи с советом в графике Владимира Путина нет.