За должниками по ЖКХ придут коллекторы?
Лента новостей
Сейчас долги по ЖКХ не подпадают под закон «О коллекторской деятельности», который ограничивает количество случаев, когда коллектор может позвонить должнику и встретиться с ним
Обновлено в 16:11
Взыскание долгов по ЖКХ могут передать коллекторам. Об этом заявили в «Мосэнерго», а «Росводоканал» уже передает часть задолженности коллекторским агентствам, пишет «Коммерсантъ».
По состоянию на сентябрь текущего года долги россиян за услуги ЖКХ превысили полтриллиона рублей. Сейчас поставщики коммунальных услуг отдают в работу коллекторам не более 5% от этих долгов, остальное — сами, но малоэффективно: до суда взыскивается до 10% задолженности по коммуналке, в суде — пятая часть.
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств предложит отдать им большую часть долгов, для чего готова разработать определенные нормативы, которых пока нет в законе. Но управляющие компании неохотно отдают долги коллекторам. Почему?
Вера Москвина исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ «Кто такие неплательщики? Первая категория — это очень обеспеченные люди. Человек просто забывает оплатить или думает: «Я потом сразу закрою за год». Вторая категория — это асоциальные элементы, люди, с которых взять вообще нечего. Тем не менее они у нас миллионеры, потому что у них в собственности находится имущество, которое они получили от государства, но платить они за него не в состоянии. И взять с этого человека нечего, потому что он, как правило, не работает. У него никогда в жизни не было карты. Короче говоря, судебный пристав еще так зубы обломает об эту часть населения. Там миллионные долги, и сделать с ними ничего невозможно. И третья составляющая — это социальные городские объекты, которые в любом случае отключить никто не сможет. Там руководители ведут себя малоадекватно: понимая, что защищены со всех сторон, они себе позволяют деньги, направленные на ЖКХ, тратить по другим статьям, и это не преследуется по закону. Работа по взысканию долгов лежит всегда на плечах управляющей организации. А сколько раз у нас спускали с лестниц, травили собаками работников ЖКХ, которые приходят за взиманием этих долгов? Поэтому управляющая компания заключает какой-то договор с коллекторами и перепоручает эти долги коллекторам. Потом ситуация выходит из-под контроля, потому что как работают коллекторы, мы с вами знаем, и какие методы они применяют. И потерять свое имя управляющая компания вот на таком субподряде с коллекторами может легко».
Долги по ЖКХ не подпадают под 230-й закон «О коллекторской деятельности». Он ограничивает, в частности, количество случаев, когда коллектор может позвонить должнику, встретиться с ним и так далее. В результате в регионах управляющие компании стали выбивать долги с помощью специально созданных агентств, которые учитывают местную специфику.
В этом смысле вмешательство крупных коллекторских фирм может стать угрозой для управляющих компаний — так прокомментировал ситуацию генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин:
— Так как люди все-таки привязаны к своему месту жительства, их проще найти и так далее, эффективность взыскания часто выше. Из-за этого этот рынок интересен коллекторам. И действительно есть риски для управляющих компаний, что если не будет учитываться ситуация в конкретном доме, в конкретном регионе (например, когда в каком-либо моногороде не выплачивается зарплата на градообразующем предприятии и из-за этого возникают долги), то все это может привести к тому, что управляющая компания просто лишится лицензии и бизнес ее просто прекратится, поэтому часто кредиторы по долгам ЖКХ стараются работать сами или нанимать местные агентства.
— Получается, предложение, которое прозвучало, в регионах будет принято в штыки?
— По-разному. Где-то крупные управляющие компании и коммунальные службы могут заключать [договоры] с федеральными коллекторами. Им это удобно. Тот же «Росводоканал», представленный во многих регионах. Но небольшим управляющим компаниям проще работать с местными игроками.
— Почему именно долги ЖКХ в закон не вписаны?
— Потому что здесь, скажем так, может быть, какое-то лобби определенное сработало. Во-вторых, эта сфера менее конфликтна, пока там не было таких ярких, острых случаев, которые послужили причиной для принятия коллекторского закона.
Особых проблем с оплатой коммунальных услуг именно населением сейчас нет. Согласно новому законодательству, по долгам до 500 тысяч рублей взыскивать можно в упрощенном порядке, путем выписки из судебного приказа. Должник зачастую узнает о решении приставов только тогда, когда на телефон приходит SMS о списании денег со счета.
Смысл же коллекторской деятельности в ЖКХ совсем не очевиден. По закону у них есть только коммуникативная функция, а звонить и рассылать письма о задолженности могут и сами поставщики коммунальных услуг или управляющие компании, считает председатель Союза жилищных организаций Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ, юрист Константин Крохин:
Константин Крохин председатель Союза жилищных организаций Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ «Эта инициатива коллекторского сообщества, которое пытается, по сути, забрать коммуникацию на аутсорсинг. Учитывая сегодняшний уровень развития клиентского обслуживания коммунальных ресурсов, я не вижу в этом смысла. С точки зрения поддержки близких коллекторских бизнесов можно переложить туда часть издержек для обоснования роста тарифа (вы не платите, а мы не только начисляем пеню, но и вынуждены нести расходы на эти компании). С точки зрения повышения собираемости я скептически оцениваю эти перспективы. Ключевые должники ЖКХ — это не граждане, а промышленные муниципальные образования. Мы имеем 500 млрд рублей долгов населения, но это не безвозвратные долги, а просроченная задолженность, которая рано или поздно погашается. Процент погашения от физических лиц достигает 95-98% в зависимости от региона. Здесь нельзя говорить о задолженности, только о просрочке. Если мы говорим о компаниях, то там это именно безвозвратные долги, средства уходят в офшоры, они теряются. Это большая черная дыра, которая создает сегодня основную сумму задолженности».
Если в 2014 году в российских судах насчитывалось чуть более 2 млн дел по долгам ЖКХ, то в 2017-м уже почти 5,5 млн дел.