Регионы ищут выход из топливного тупика
Лента новостей
Якутия решила запустить собственное производство. Эксперты опасаются, что на реализацию этой идеи не хватит денег и республику наводнит некачественное топливо. При этом в правительстве обещают покончить с «безобразиями» на рынке независимых АЗС
Власти Якутии пообещали запустить собственное топливное производство. Глава региона Айсен Николаев объяснил это тем, что в Якутии нет АЗС вертикально интегрированных компаний: «Государство может решить этот вопрос путем регулирования цен оптовых поставщиков. Мы внутри республики можем регулировать только наценку».
Ранее вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что правительство будет наводить порядок на рынке независимых АЗС. Еще раньше на встрече с Козаком нефтяники согласились опустить оптовые цены на бензин, но, как считают эксперты, в долгосрочном периоде проблему это все равно не решит.
При дорогой нефти и дешевом рубле нефтяникам выгоднее заниматься экспортом. Помимо крупных производителей, топливо за рубеж продают также и перекупщики. На внутреннем рынке возникает дефицит и растут цены.
Это не нравится правительству — оно грозит заградительными экспортными пошлинами. Под давлением крупные компании соглашаются опустить оптовые цены в России.
В плюсе остались трейдеры, которые получили возможность скупать бензин по искусственно заниженным ценам, а продавать по очень приятным для них экспортным. Население же получило временно фиксированные цены на бензин. Надолго ли, большой вопрос. 62% заправок в России — это независимые АЗС. До них временно подешевевший бензин может вообще не дойти.
В отличие от крупных компаний, мелкие игроки торговать себе в убыток не могут. Приходится искать компромиссы, то есть экономить на качестве, говорит исполнительный директор Российского топливного союза, эксперт «Опоры России» Григорий Сергиенко:
Григорий Сергиенко исполнительный директор Российского топливного союза, эксперт «Опоры России» «Невозможно купить топливо, которое может проходить по цене конкуренции с нефтяной компанией, которая цены держит замороженными. Получается так, что при росте оптовых цен они начинают превышать розничные. Нефтяная компания, хотя и работает в убыток, для нее потери это несущественные. А вот для независимых, если продавать с убытком топливо, теряется смысл вообще этой деятельности. Только закрываться нужно. Поэтому, для того чтобы хоть что-то заработать, начинают торговать всякой дрянью».
Вице-премьер Дмитрий Козак высказался чуть-чуть мягче. В интервью каналу «Россия-1» он сообщил, что власти будут наводить порядок на рынке независимых АЗС, потому как там «действительно много безобразий, часто это некачественное топливо». Что касается намерения Якутии запустить собственное топливное производство, идея хорошая, если сделают как лучше, а не как всегда, говорит президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев:
Дмитрий Гусев президент Независимого топливного союза «Очень часто региональные власти декларируют строительство нефтеперерабатывающих заводов, а в итоге, дай бог, выполняется первый этап: ставится первичное производство, первичная разгонка, получается прямогонный бензин, дизельная фракция и мазут, и, как правило, весь энтузиазм и деньги на этом этапе заканчиваются, а потом будут говорить, что почему-то регион наводнен непонятным продуктом, который он сам же и производит».
Как именно власть будет наводить порядок на рынке независимых АЗС, вице-премьер Дмитрий Козак не уточнил, сказав лишь, что правительство будет действовать жестко, но при этом аккуратно и деликатно, без резких движений. В общении государства с крупными нефтяными компаниями, по мнению ряда экспертов, резкости как раз не хватает. Другие же считают, что административное регулирование цен на бензин, к чему мы в принципе уже подходим, это и есть настоящее безобразие.