Нефтяники и правительство лишь отодвинули проблему на несколько месяцев?
Лента новостей
Компании снижают оптовые цены на бензин после подписания соглашения с правительством. Пошли вниз и топливные цены на Петербургской бирже. Долго ли продержатся относительно низкие цены на топливо и что говорят участники рынка?
Обновлено в 17:42
Нет никакого компромисса. Нет никакого прорывного решения. Нефтяники и правительство подписали документ, который не решает проблему.
В лучшем случае цены на бензин какое-то время не будут расти. Может быть, до весны. Может быть, до нового года. А может, хватит всего на несколько недель. Потом цены снова пойдут вверх.
Компании и правительство не договорились о главном: об экспорте топлива. Именно из-за того, что экспортировать его можно всем, и в неограниченных объемах, внутри страны сложился дефицит и выросли цены. Экспортируют все — и крупные компании, и просто перекупщики. Дорогая нефть и слабый рубль позволяют получать огромную прибыль.
Правительство изначально хотело договориться с нефтяниками об ограничении экспорта, а вовсе не о заморозке оптовых и розничных цен, о чем в итоге подписали соглашение. Сегодня их снижают, а завтра нефтяники снова попросят поднять, предполагает гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Дайте нам возможность как-то так негромко, но все-таки повысить эти цены выше инфляции со II квартала. Поэтому такая схема тоже возможна: им дадут какое-то окно возможностей, они быстренько поднимут цены. Потом, если начнется шум, правительство опять их зафиксирует, но уже, конечно, на уровне чуть выше, так скажем, чем это было в конце 2017 года».
Почему власти и бизнес не смогли договориться об экспортном контроле? Правительство предложило экспортные лицензии, чтобы продавать топливо за рубеж могли только НПЗ. Это отсекло бы трейдеров, которые сейчас скупают внутри России бензин и экспортируют его. Но, видимо, не смогли договориться о том, сколько бензина компаниям придется оставлять в России.
Это ключевой для нефтяников вопрос. Им гораздо выгоднее экспортировать топливо, чем продавать на внутреннем рынке. Точно так же не прошло предложение перерабатывать и продавать на внутреннем рынке 17,5% нефти. И это тоже ключевой вопрос.
Сейчас одни компании экспортируют больше бензина, другие меньше, поэтому понимания между самими нефтяниками нет. Что будет с рынком дальше, рассуждает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:
Рустам Танкаев гендиректор компании «Инфотэк-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России «Фактически мы перешли на внутреннем рынке бензина и дизтоплива на социалистическое хозяйство. Оно означает постоянное наличие дефицита и торговлю из-под полы. Вот это наша близкая перспектива».
Больше половины заправок в России — независимые. Власти заявляют, что снижение оптовых цен позволит таким АЗС снизить стоимость топлива. Но пока не ограничат экспорт, до них недорогой бензин может не дойти. Заправщикам можно отказывать в поставках, а топливо, как и сейчас, уйдет за рубеж. Причем трейдеры заработают еще больше, чем сейчас, потому что будут закупать бензин по административно сниженным внутренним ценам. В итоге оптовые цены снова пойдут вверх.
Владелец небольшой башкирской сети АЗС Виталий пока не очень верит, что цены вообще снизятся.
«Сейчас еще рано говорить, ценовая политика обычно у них меняется — среда-пятница. Завтра пятница, вот если завтра поменяются отпускные цены, мы увидим, на сколько они понизят или нет. Они снижали обычно в течение недели. Самое главное, чтобы они убрали трейдеров, а прямые договоры с хозяевами заправок заключали. Вот это было бы хорошо постоянно».
В итоге правительство хоть и хотело, но не сделало то, о чем просят предприниматели: убрать трейдеров. Осталось еще два способа. Ввести заградительную экспортную пошлину, но это негативно скажется на добыче и нефтепереработке. Пошлина делает бессмысленными инвестиции в трудноизвлекаемые запасы и модернизацию заводов. Последнее средство — ограничить экспорт по личному требованию первого лица. Принципиально решить вопрос на уровне вице-премьера Дмитрия Козака не получилось.
Тем временем нефть, к которой привязаны цены на бензин, упала ниже 73 долларов за баррель Brent. Рынок отреагировал на сообщение о том, что добыча стран ОПЕК вышла на максимум за два года. Рубль, по уже сложившейся традиции, на нефтяные котировки внимания не обратил.
Ожидается еще одно событие, которое теоретически может повлиять на рынки. 4 ноября вступают в силу американские санкции против Ирана. Впрочем, есть мнение, что они уже заложены в цены на нефть.