Умер Егор Гайдар
Лента новостей
- «Гайдар спас страну от голода...»
- «Он хотел, чтобы Россия укоренилась на Западе, к которому принадлежит по праву»
«Егор Гайдар войдет в историю как человек, который после распада СССР спас страну от гражданской войны. В последние годы он не занимался политикой, как блестящий финансист и экономист он консультировал власти страны с тем, чтобы не обвалился курс рубля», — заявил BFM.ru политик Борис Немцов.
«Егор Тимурович Гайдар, безусловно, один из самых талантливых российских экономистов. Его деятельность в правительстве буквально перевернула страну, и в России была все-таки создана рыночная экономика, плоды которой мы в значительной степени пожинали в последние, особенно благополучные докризисные годы. Это в решающей степени его заслуга», — считает Андрей Нечаев, президент «Российской финансовой корпорации», министр финансов в правительстве Гайдара.
«Егору Тимуровичу, — говорит вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс, — досталась тяжелая доля. Эта несовместимость шока, жесткости и личной мягкости и интеллигентности, возможно, и была причиной того, что и переживал, и сердце болело».
Анатолий Чубайс убежден, что Гайдар спас Россию от голода, гражданской войны и распада.
«Егор Тимурович скончался, подробностей пока сказать не могу», — сообщил его помощник Геннадий Волков. Накануне, как стало известно BFM.ru, Егор Гайдар работал дома до трех часов ночи. По словам сопредседателя партии «Правое дело» Леонида Гозмана, Егор Тимурович умер сегодня в 4 утра, причиной смерти стал оторвавшийся тромб.
Егор Гайдар родился 19 марта 1956 в Москве, приходился внуком известным советским писателям Аркадию Гайдару и Павлу Бажову.
Гайдар с отличием окончил экономический факультет МГУ в 1978 году, а в 1980 — аспирантуру университета, получил степень кандидата наук. Тема его диссертации «Оценочные показатели в механизме хозяйственного расчёта производственных объединений (предприятий)». В 1990 году он стал доктором экономических наук (тема диссертации: «Экономические реформы и иерархические структуры»).
В период застоя — в 1980-е годы он работал в журнале «Коммунист» и газете «Правда», в 1983–1985 годах — эксперт Государственной комиссии по возможностям хозяйственных реформ. В 1991 году стал директором Института экономической политики АН СССР.
По-настоящему страна узнала Егора Гайдара в период демократических реформ начала 1990-х годов, после развала СССР и окончания всевластия КПСС.С 6 ноября 1991 года по 2 марта 1992 года он являлся заместителем председателя правительства РФ по вопросам экономической политики, а с 11 ноября 1991 года по 19 февраля 1992 года работал министром экономики и финансов РСФСР.
До декабря 1992 года Егор Гайдар исполнял обязанности председателя правительства РФ и фактически возглавил в этот период проведение радикальных рыночных реформ. Он участвовал в переговорах в Беловежской пуще лидеров трех союзных республик— РСФСР, УССР и БССР— по выходу из состава СССР и созданию СНГ.
С сентября 1993 по январь 1994 Гайдар являлся первым заместителем председателя правительства Российской Федерации, министром экономики.
Егор Гайдар был депутатом Государственной Думы первого (1993–1995 годы) и третьего (1999–2003 годы) созывов. В 1993–95 годах — лидер фракции Выбор России в Госдуме. С июня 1994 — председатель партии «Демократический выбор России».
В последние годы Егор Гайдар возглавлял созданный под его руководством Институт экономики переходного периода (ИЭПП), являлся член наблюдательного совета АПЭ.
«Гайдар спас страну от голода...»
Президент России Дмитрий Медведев направил соболезнования родным и близким Егора Гайдара, назвав его «выдающимся ученым-экономистом и государственным деятелем, с именем которого связаны решительные шаги по формированию основ свободного рынка и переходу нашей страны на принципиально новый путь развития». Как отмечает Медведев, Гайдар был смелым, честным и решительным человеком и «в период кардинальных перемен взял на себя ответственность за непопулярные, но необходимые меры».
«Может быть, не меньшая его заслуга в том, что он и его команда в свое время действительно спасли Россию от хаоса, голода, распада по югославскому варианту, только в стране с ядерным оружием, — говорит Андрей Нечаев. — За это история еще скажет Егору Тимуровичу огромное, просто гигантское спасибо. Но и в последующие годы Гайдар своими книгами, своими выступлениями вносил колоссальный вклад в развитие экономической теории, в развитие экономической науки и в развитие экономической политики.
Для меня Егор Гайдар не только соратник, не только человек, с которым я работал очень близко еще до правительства. Он был просто моим близким другом, и как друг, он всегда готов был подставить плечо, всегда готов был прийти на помощь. Он был человеком чрезвычайно отзывчивым, сопереживающим, очень тонким. Это колоссальная потеря для нас всех».
«Мало кто в истории России и в мировой истории может сравниться с ним по силе интеллекта, ясности понимания прошлого, настоящего и будущего, готовности принимать тяжелейшие, но необходимые решения. Огромной удачей для России стало то, что в один из самых тяжелых моментов в ее истории у нее был Егор Гайдар. В начале 90-х он спас страну от голода, гражданской войны и распада», — написал глава «Роснано» Анатолий Чубайс в своем блоге, который он завел только во вторник.
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс: «Хотел бы выразить очень большое соболезнование семье. Потеря человека, не дожившего до 54 лет — это всегда и больно, и несправедливо. Егору Тимуровичу досталась тяжелая доля. Я заканчивал с ним московский университет, сталкивался с ним по работе. Это мягкий, интеллигентный человек, для которого шоковая терапия была шоком личного свойства. Но когда в стране остается 60 млн долларов по сравнению с 600 млрд, которые у нас были в прошлом году, вы можете представить, какое тебе достается наследство, и что надо делать. Поэтому вот эта несовместимость шока, жесткости и личной мягкости и интеллигентности, возможно, и была причиной того, что и переживал, и сердце болело, и все остальное. Роль его совершенно невозможно переоценить. Это был очень честный, прямой человек, который никогда не отступал от своих принципов. С принципами этими можно было соглашаться или не соглашаться, но он стоял за них до конца».
Борис Немцов рассказал: «Гайдар был для меня близким человеком. Я в шоке от того, что узнал об этом. Гайдара очень многие не любили, даже ненавидели, но хочу сообщить в первую очередь этим людям, что когда распадался Советский Союз, выбор у Гайдара был не велик – либо гражданская война и дальнейший распад страны, реки крови, либо тяжелая реформа. Гайдар выбрал второе, и в историю он войдет как человек, который спас нас от гражданской войны. Его институт занимался финансово-экономическим анализом и прогнозом. Он консультировал финансовые власти страны с тем, чтобы не обвалился курс рубля, с тем, чтобы был более или менее сбалансированный, устойчивый бюджет».
«Он хотел, чтобы Россия укоренилась на Западе, к которому принадлежит по праву»
В потоке статей в западных СМИ в связи со смертью Егора Гайдара одна из самых глубоких опубликована в британском журнале The Economist.
«Самым важным шагом Гайдара было решение либерализовать цены с 1 января 1992 года, — пишет журнал. — Это решение было чудовищно рискованным. Оно фактически обесценивало накопления целого поколения (хотя в действительности обесценило эти накопления демонетизация экономики в позднесоветский период)… «Шоковая терапия» была правильной политикой, но непопулярной. Слишком много шока, слишком мало терапии, жаловались люди. В скором времени снизилась средняя продолжительность жизни, социальные службы перестали функционировать, производство рухнуло. Однако во многом это стало результатом мрачного советского наследия. С учетом той катастрофы, которая досталась Гайдару (в момент прихода в правительство) его достижения выглядят весьма неплохо».
Главные неудачи Гайдара, отмечается в статье, случались там, где события находились вне его контроля, как, например, это происходило в случае с инфляционной политикой Центробанка. Внешний мир в тот момент больше был заинтересован в выплате советских долгов, нежели в оказании помощи самому дружественному и самому либеральному российскому руководству в истории…
Несмотря на свое интеллектуальное восхищение капитализмом, он не был практиком. В том смысле, что он предпочитал измерять денежные потоки, а не направлять их в свою сторону. Как сказал его бывший советник экономист Джеффри Сакс, «другие стали получать деньги от олигархов, но Гайдар остался верен себе: он пытался понять российскую экономику и сделать все от него зависящее, чтобы улучшить ее состояние». Другие известные русские предпочитали украшать свои офисы ониксом, красным деревом и роскошными секретаршами, продолжает The Economist; они смотрели на Гайдара с улыбкой — в его кабинете были только кипы бумаг, наваленные на мебель советских времен…
Нелюбовь Гайдара к режиму бывшего офицера КГБ Владимира Путина с годами нарастала. Когда в 2006 году он заболел во время поездки в Ирландию, то заявил, что его отравили, хотя не уточнил, кто несет за это ответственность. Он боялся «Веймарской России», в которой в случае экономического коллапса к власти придут авторитарные ксенофобы и империалисты. Все, чего он хотел, это того, чтобы Россия укоренилась на Западе, к которому принадлежит по праву, говорится в статье The Economist.