Почему «Сталкер» Тарковского снова в кино? Отвечает Антон Долин
Лента новостей
Главный редактор журнала «Искусство кино» — инициатор показа. Отреставрированный фильм-притча выходит на большие экраны российских городов
«Сталкер» Андрея Тарковского снова показывают в кино. Отреставрированную версию культового фильма-притчи могут посмотреть зрители десяти российских городов.
Фильм поставлен по роману братьев Стругацких «Пикник на обочине», который был радикально переработан в процессе написания сценария. Это фильм о вере в широком смысле этого слова, о том выборе, который совершает человек.
Почему «Сталкер»? Отвечает инициатор показа, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин:
Антон Долин главный редактор журнала «Искусство кино» «Совершенно точно никто из нового поколения зрителей не видел эти фильмы на большом экране, уже это достаточный повод для того, чтобы их выпускать, но в данном случае один из этих фильмов — «Сталкер». Идея возникла очень просто. Мы больше года назад запустили фильмотеку «Искусство кино». Фильмотека мигрирующая, это не какой-то один зал, не какое-то здание, а это просто концепции показов и кураторское сопровождение. Мы показывали много разного кино, но Тарковский вызывает стабильный ажиотаж. Он настоящий пастор интеллектуальных, радикальных, эстетически новаторских до сих пор блокбастеров, и легенда про его скучность опровергается эмпирически. То есть когда у нас был показ того же самого «Сталкера» в Москве, зал на полторы тысячи мест сидел замерев три часа, ни один человек не вышел. В мире давным-давно есть эта практика перевыпуска в прокат, в ограниченный, разумеется, старого кино, особенно когда делается новейшая цифровая реставрация. Именно это произошло со «Сталкером». Эта реставрация уже имела сумасшедший успех в американском прокате. Мы решили, что русские зрители тоже этого заслуживают. На данный момент в десяти городах, где мы показываем этот фильм, почти везде полные залы, а в Москве и в Петербурге — просто аншлаги».
«Мосфильм» реставрирует старые фильмы на свои деньги, поэтому идея показать «Сталкера» в кино — это еще и коммерческий шаг, говорит режиссер, гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров:
— Мы восстанавливаем, и это позволяет вернуть картинам, я бы сказал, даже новое качество, они очень по-современному выглядят и дорогостояще. Как известно, «Мосфильм» не получает бюджетных дотаций, поэтому это за свои средства делаем. Сейчас можно сказать, мы все картины Тарковского отреставрировали. Мы делаем порядка десяти картин в год от силы. Самая дорогая реставрация у нас была «Ивана Грозного», где-то 35-40 тысяч долларов, но по тому курсу, правда. Мы полгода ее делали. Однако «Сталкер», я думаю, попроще был, потому что все-таки картина 70-х годов, соответственно, меньшее количество времени на нее ушло, по-моему, около трех месяцев, и не было таких повреждений. Значит, я предполагаю, что она была дешевле.
— Сегодня «Сталкер» выходит в прокат. С чего все началось?
— Первоначально Антон просил нас помочь «Искусству кино», и мы давали картины отреставрированные, делали разовые показы, какие-то деньги на этом зарабатывали, которые шли на поддержку журнала. Но потом мы договорились о том, что это будет все-таки коммерческий прокат: и они будут, и мы будем какие-то средства получать.
Может быть, «Сталкер» и привлечет внимание, но вряд ли проект такого кино «не для всех» будет успешным, сомневается киновед, кинокритик Александр Шпагин:
Александр Шпагин киновед, кинокритик «Если бы меня спросили, какой [фильм] бы я порекомендовал, наверное, «Сталкер» пришел бы в первую очередь мне на ум, потому что это действительно картина, которая, может быть, единственная из фильмов Тарковского морально не устарела. «Сталкер» — чистый арт-хаус, именно для продвинутой аудитории. Я, честно говоря, думал, что и «Солярис» не устарел морально, нет, устарел, к сожалению. Я его показывал студентам своим, он им кажется слишком скучным. Они не чувствуют его магии, может быть, потому, что они смотрят на видео, а на видео, естественно, эта магия несколько уплощается, уходит. Скорее всего, ничего не получится. Но если вдруг случится чудо, тогда после «Сталкера» можно будет выпустить еще какие-то где-то советские картины для такой же продвинутой аудитории. Я делаю подобные показы, в основном, конечно, у меня ходит старая публика туда. Можно ли приучить будет молодое поколение через «Сталкера»? Мне это представляется все несколько утопичным все равно. Потому что любая молодая аудитория, если она интересуется этим, а есть целые клубы по интересам, в интернете, где смотрят старое кино, обсуждают, маловероятно, что она попрется в кинотеатр смотреть это. Они уже и так это видели, они и так это уже прочувствовали. Хотя, конечно, да, «Сталкер» на экране смотрится лучше, как все магическое».
Первый закрытый показ фильма «Сталкер» состоялся 25 мая 1979 года, а премьера в московском кинотеатре «Мир» — практически через год. По стране было разослано всего 196 копий картины. Отзывы о фильме в прессе появились только в 1981 году после успеха «Сталкера» в Каннах.
Производство фильма заняло около трех лет, а его производственный бюджет превысил миллион рублей. Картина снималась трижды с разными художниками и операторами, в том числе и потому, что первый вариант фильма был фактически полностью утрачен при проявке пленки.