Эксперимент с налогом для самозанятых прошел первое чтение
Лента новостей
Его, как ожидается, будут проводить в 2019-2028 годах в Москве, Московской, Калужской областях и Татарстане. Кто именно сможет перейти на новый спецрежим?
Госдума приняла в первом чтении пакет из трех законопроектов об эксперименте по налогу для самозанятых. Эксперимент, предусматривающий введение налога на профессиональный доход для таких граждан, пройдет в 2018-2028 годах в Москве, Московской, Калужской областях и Татарстане.
Пакет вызвал резонанс в СМИ и в соцсетях. Кондитерам, репетиторам и няням предлагают платить налог в размере 4%, если их клиенты физлица, и 6%, если юрлица. Причем полтора процента будут перечислять в фонд ОМС.
Как заявил глава Комитета по бюджету и налогам и один из авторов законопроекта Андрей Макаров, новый закон — шанс для людей выйти из тени и избежать уголовной ответственности по двум статьям: незаконная предпринимательская деятельность и неуплата налогов. Для тех, кто не согласится переходить под новую схему, по его словам, ничего не изменится.
Мысль о том, что у тех, кто не зарегистрируется, отберут весь доход, Макаров назвал бредом. Также он отметил, что законопроект не предполагает ответственность для тех же бабушек, которые, например, собирают грибы на продажу. Депутаты буквально завалили Макарова вопросами, такой дискуссии в Думе давно не было, не считая обсуждения пенсионной реформы.
— Что касается бабушки, торгующей грибами, тем, кто об этом пишет, хочу напомнить, что в соответствии с 217-й статьей налогового кодекса эти доходы вообще не облагаются никакими налогами. Поэтому они к этому закону не имеют никакого отношения. А если уж ссылаетесь на бабушек, то не забудьте о дедушках, иначе харассмент.
— С учетом экономических обстоятельств, которые сейчас мы наблюдаем, самозанятые выживают. Не уйдут ли они вообще в неработающие?
— Мы никого ничего не заставляем делать. Если они захотят воспользоваться законом, они воспользуются. Если они не захотят, они просто останутся в том ровно положении, в котором они находятся сегодня. Мы не ухудшаем их положение.
— Если эти люди не будут платить все-таки в пенсионное страхование, какая будет начисляться им пенсия?
— Связывать вот этот режим с пенсиями мы специально не стали. Потому что ведь вот человек работает где-то, и у него есть и стаж, у него работодатель, а это то, что он делает дома сам в свободное время. Если он хочет, чтобы от этого дохода дополнительно шли какие-то бонусы к пенсии, в законе прямо прописано, что он сам лично, добровольно решает вопрос, хочет ли он платить какие-то пенсионные взносы.
— Планируется ли введение ответственности для тех самозанятых, кто не заявится в эту программу и вообще не считает нужным платить налоги?
— Все риски у людей, которые не воспользовались законом, сегодня есть в действующем законодательстве. И ничего разрабатывать в этом плане не нужно, все есть. Две статьи уголовного кодекса, весь налоговый кодекс, он действует, никто их не отменял. Никаких иных предложений не существует.
— Судя по вашим же заявлениям, около 30 миллионов россиян не платят налоги и не особо переживают по поводу двух статей УК, которые им грозят. В каком случае вы будете считать, что эксперимент удался? Нет ли вероятности, что, увидев, какие прекрасные перспективы перед ними открывает данный законопроект, люди будут переквалифицироваться из индивидуальных предпринимателей, например, вот по вашей схеме.
— Я хотел бы просто сказать, что у нас не схема все-таки, а законопроект. Второе, я хотел бы поправить, когда вы говорите, что я сказал, что у нас 30 миллионов неработающих, которые не платят налоги. Я сказал, что 30 миллионов — это разница между трудоспособным и работающим населением. А вот сколько, есть только экспертные оценки, они превышают 15 миллионов человек. Дальше возникает очень важный вопрос. Вот исходя из того, что вы говорили, я, честно говоря, не очень понял вопрос, я так понимаю, что он был задан ради вопроса, а не ради ответа, но проблема ведь в одном. Люди сегодня живут по той традиции, которая складывалась десятилетиями. И люди находятся в состоянии очень серьезных рисков, как со стороны государства, так и со стороны, простите, бандитов, от которых государство не сможет защитить, потому что они не могут просто обратиться.
В итоге 315 депутатов проголосовали за, шестеро были против, трое воздержались.