Глава Северной Осетии хочет обратиться к Путину, чтобы закрыть «Электроцинк»
Лента новостей
Накануне Вячеслав Битаров встретился с участниками стихийной акции протеста против работы металлургического завода во Владикавказе, где в ночь на воскресенье случился пожар
Обновлено в 16:13
Глава Северной Осетии Вячеслав Битаров в понедельник вечером встретился с участниками стихийной акции протеста против работы завода «Электроцинк» во Владикавказе и обещал обсудить проблему с руководством страны. Об этом сообщается на официальном сайте главы региона.
В 2016 году Битаров сам выступал за закрытие металлургического предприятия, но год спустя заявил, что надо учитывать то, что на заводе работают около двух тысяч человек. Тогда руководство комбината якобы пообещало вложить в реконструкцию комплекса шесть миллиардов рублей.
22 октября жители Владикавказа вышли на стихийный митинг с требованием закрыть завод «Электроцинк». К ним вышли заместитель председателя правительства Северной Осетии и депутаты местного парламента.
На предприятии в ночь на воскресенье, 21 октября, произошел крупный пожар. Горело несколько тысяч квадратных метров производственных помещений. При ликвидации пожара погиб сотрудник МЧС. «Электроцинк» входит в Уральскую горно-металлургическую компанию. Это крупнейшее предприятие Северной Осетии, производящее цинк, кадмий, серную кислоту и сплавы.
Как анонимно рассказал Business FM один из сотрудников завода, там много лет не было модернизации. Некоторые станки не чинили, другие якобы попросту разваливались. «Электроцинк» — не высокорентабельное предприятие, поэтому его перенос не представляется возможным, объясняет начальник аналитического отдела «БКС Глобал Маркетс» Кирилл Чуйко:
— В данной ситуации лучше обсуждать вопрос закрытия мощностей или какого-то рода модернизации с точки зрения безопасности для населения.
— Обычно у металлургических предприятий сложное и тяжелое оборудование, не каждый котел можно передвинуть. Чисто технологически можно ли перенести металлургическое производство?
— Перенести реально все что угодно, хоть Кремль в Санкт-Петербург. Вопрос только в экономической целесообразности. Учитывая то, что предприятие, насколько я понимаю, едва зарабатывает какие-то деньги, стоит вопрос о его выживании на текущем месте. Мне кажется, переносить его не имеет смысла.
После пожара работа предприятия остановлена на два месяца. Из-за опасений вредных выбросов жители Владикавказа в панике покидали город. Горожане требуют закрытия предприятия с 2009 года, когда на «Электроцинке» произошла первая авария, рассказала редактор информационного портала «Алания 24» Мадина Сагеева:
Мадина Сагеева редактор информационного портала «Алания 24» «Эта борьба шла с переменным успехом. Накоплено очень много материалов. Такой, знаете, пассивный протест против деятельности «Электроцинка» не прекращается с тех пор, то есть люди постоянно выходили на митинги у нас, люди пикетировали по одному, но, когда произошел пожар на «Электроцинке», возмущение и недовольство людей перешло в активную фазу. Потому что люди реально испугались. Во Владикавказе была паника. Мы знаем, что такое штатный выброс «Электроцинка», когда мы все бежим закрывать окна и не выходим на улицу, а что могло произойти в результате пожара, спрогнозировать не брался никто. Сегодня люди вернулись и пошли к дому правительства. Собственно говоря, требование одно — «Электроцинк» больше не должен работать во Владикавказе. Понимаете, на сегодняшний день сложилась уникальная ситуация, которой не было ни разу, — «Электроцинк» вынужденно закрыт, то есть на сегодняшний день завод не работает. И люди прекрасно понимают, что это наш первый и единственный шанс сделать так, чтобы он больше не работал никогда. Сегодня на площади собралось достаточно много людей, к вечеру была полная площадь народа. Люди не особо горели желанием идти на переговоры с властью, потому что вопрос один — мы требуем закрыть «Электроцинк».
Накануне мэр Владикавказа Махарбек Хадарцев потребовал от руководства УГМК закрыть «Электроцинк» или перенести его на Урал. В своем Instagram он назвал предприятие «убийцей здоровья».
Руководство Уральской горно-металлургической компании, которой принадлежит «Электроцинк», находится в постоянном контакте с властями Северной Осетии, рассказала Business FM заместитель начальника управления общественных связей УГМК Нина Пелевина. По ее словам, вопрос закрытия предприятия сейчас не рассматривается.
— Мы находимся в стадии формирования плана мероприятий, направленных на восстановление производственного процесса и строительство нового цеха «Электроцинка». Это может занять от шести до восьми месяцев. Колоссальный ущерб. Существует непрерывная производственная цепочка, и сейчас она нарушена, по сути, на конечной стадии. Говорить о каких-то цифрах очень преждевременно.
— По поводу налогов. Это региональный налогоплательщик или все-таки федеральный?
— Налоги у нас идут и в федеральный, и в региональный бюджет. Все в соответствии с законом. Более крупного предприятия во Владикавказе просто нет.
— Вопрос, связанный со страховкой. Это ведь наверняка опасный объект производства?
— «Электроцинк», как и положено по российскому законодательству, имеет весь пакет страховых договоров. Но практика показывает, что никакая сумма по страховке никогда не перекроет весь объем ущерба.
— Многие, в том числе экологи, говорят, что много кадмия в районе, где это производство локализовано.
— Сложно сказать, откуда взялся кадмий. На предприятии буквально недавно была завершена огромная модернизация серно-кислотного цеха, сейчас фильтры улавливают 99,9% того, что образуется в этом цеху.
Накануне глава Северной Осетии не исключил, что причиной возгорания мог стать поджог. В ряде СМИ была информация, что всему виной якобы короткое замыкание. Говорить о причинах пожара пока рано, расследование продолжается, заявили в МЧС.