Акционеров «Яндекса» напугало сообщение о покупке 30% компании Сбербанком
Лента новостей
Падение акций поисковика не смогло остановить даже заявление Сбербанка об отсутствии такого предложения. Котировки выросли только после официального сообщения «Яндекса». Почему так отреагировал рынок?
Обновлено 23 октября в 10:12
«Яндекс» вырос и снова упал. Акции компании в понедельник пошли вверх на Московской бирже и американском Nasdaq. Но потом снова ушли вниз. Биржевая турбулентность «Яндекса» началась в конце прошлой недели. Акции рухнули на фоне сообщений СМИ, что Сбербанк купит 30% «Яндекса».
Компания потеряла почти 3 млрд долларов капитализации. Падение не смогло остановить даже заявление Сбербанка, что он не делал предложение «Яндексу» и не получал предложения от него. В интернет-гиганте тогда же отказались от комментариев.
Однако в понедельник вышло официальное сообщение «Яндекса»: его крупнейший акционер Аркадий Волож не собирается покидать компанию и продавать свою долю. На открытии торгов Nasdaq акции компании подскочили на 11%, но потом пошли вниз и на американской, и на российской биржах. О реакции рынков говорит управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин:
Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Я не думаю, что это манипуляции рынком. Я думаю, что рынок отреагировал на сообщения о покупке Сбербанком «Яндекса», отразив главную мысль, что покупка госкомпанией частного бизнеса не является хорошей идеей и вряд ли может быть полезной для акционеров. Я думаю, что снижение «Яндекса» является довольно честным и прямым ответом, что думает рынок о таких идеях. Вот и все. Поэтому отказ от возможной сделки вызывает рост. Уже накопился опыт в России, что если госкомпания кого-то покупает, то она вряд ли заплатит хорошие деньги в принципе. То есть сделка не выглядит хорошей и с точки зрения миноритариев, наверное, в первую очередь, поэтому такие движения на рынках».
Новое падение акций «Яндекса», вероятно, связано с сообщением из Госдумы. Депутаты внесли законопроект об ограничении иностранного участия в структуре владения новостными агрегаторами. Журналисты задали вопрос заместителю главы антимонопольной службы Анатолию Голомолзину: поступало ли в ведомство ходатайство Сбербанка о покупке «Яндекса»? Представитель ФАС от ответа уклонился.
В «Яндексе» заявили, что рассмотрят варианты реструктуризации «Яндекс.Новостей» с учетом требований законодательства, если эти требования изменятся. Аналогичные ограничения с 2016 года действуют для СМИ, но новостные агрегаторы — это не средства массовой информации, говорит медиаэксперт Михаил Гуревич:
Михаил Гуревич директор инвестиционной компании 101 StartUp, венчурный инвестор, медиаэксперт «Честно говоря, приравнивать агрегаторы к СМИ — это не более чем проявление то ли паранойи, то ли шизофрении. Потому что когда агрегаторы ищут информацию и поисковики подают ее в агрегированном виде по понятным алгоритмам и понятным подборкам, то в этой ситуации какая информация есть, такая и будет публиковаться. А когда кто-то заявляет о том, что каким-то образом агрегатор подает специально информацию или отбирает одну, но не подает другую информацию, честно говоря, это превращение агрегатора в СМИ, потому что в этот момент агрегаторы вынуждены набирать специальных модераторов, которые вопреки алгоритмам сервиса должны соблюдать текущее законодательство. Если говорить откровенно, то это не идет в плюс ни потребителю, ни законодателю. Потому что и потребители, и законодатели перестают видеть реальную новостную картинку, они перестают видеть реальный интерес СМИ и акцент, который СМИ делают, а начинают подгонять ту реальность, которая существует в массе СМИ, включая региональные, тематические и так далее, под ту картину дня, которую им было бы комфортно видеть. Надо понимать, что от этого картина не изменится».
Инициатива депутатов выглядит абсурдно еще и потому, что российские новостные агрегаторы и сейчас далеко не всегда отражают реальную картину дня, потому как работают в режиме ручного управления. По крайней мере, так считает генеральный директор диджитал-агентства Uplab Павел Тарелкин:
Павел Тарелкин генеральный директор диджитал-агентства Uplab «Мне кажется, что там уже в принципе все так зачищено и все достаточно в ручном режиме работает, что поэтому, наверное, новостная повестка сейчас и перешла в основном в соцсети, телеграм-каналы и куда-то еще. То есть куда угодно, но не в сами агрегаторы как таковые в классическом виде. Поэтому на что это может повлиять, может быть, единственное, какие-то сделки пройти могут по продаже аффилированным лицам российским. Вряд ли это на пользователях в итоге отразится».
Документ, внесенный депутатами, предусматривает, что доля иностранных граждан или организаций не должна превышать 20%.