«Чудовищная ошибка». Саудовская Аравия пытается убедить мир в случайном убийстве журналиста
Лента новостей
Правда, похоже, даже самые верные союзники Эр-Рияда не верят в то, что операция прошла без ведома высшего руководства королевства
Саудовская Аравия пытается убедить мир в том, что журналиста в консульстве убили случайно. «Мы хотим выяснить, что произошло, и хотим, чтобы виновные были привлечены к ответственности. Ясно, что речь идет о чудовищной ошибке, усугубленной тем, что была попытка скрыть произошедшее. Это недопустимо для властей любой страны», — заявил глава саудовского МИД Адель аль-Джубейра в эфире Fox News.
Судя по всему, в Эр-Рияде поняли, что версия, согласно которой Хашогги случайно погиб в некой потасовке на территории саудовского консульства в Турции, мало кого убедила. Реакцию большинства наблюдателей в эфире CNN обобщила коллега погибшего журналиста и редактор The Washington Post Карен Аттиа:
«Сама идея, что Джамал — 60-летний мужчина в очках, которого близкие знали как очень мягкого и вежливого человека — умер, ввязавшись в драку против 15 мужиков, в это просто невозможно поверить. Это плевок в сторону здравого смысла».
Для Эр-Рияда (по крайней мере, для одной из фракций элиты королевства) Хашогги — враг государства. Он писал критические статьи о реформах принца Мухаммеда в одной из самых влиятельных газет мира, отказывался приехать в страну даже ради документов о разводе, необходимых для того, чтобы узаконить отношения с гражданкой Турции. Условный силовой блок утверждает план: согласиться на передачу документов в консульстве и... уговорить Хашогги смягчить позицию. Задержание, допрос с пристрастием, 60-летний журналист погибает — например, сердечный приступ. Вопрос в том, кто за это ответит.
С одной стороны, вряд ли об операции — а уж тем более о ее итогах — не знали на самом верху. С другой — у Мухаммеда бин Салмана была — и остается — неплохая международная репутация: наследный принц проводит в стране довольно либеральные для монархии реформы, к тому же невозможно игнорировать 10 млн баррелей нефти в день. О противоречии, которое теперь вынуждает Запад терпеливо ждать, пока Саудовская Аравия придумает достаточно правдоподобное объяснение трагедии, сам Хашогги рассуждал в подкасте The Washington Post за несколько месяцев до своей гибели:
«Саудовская Аравия — последняя страна в мире, где правит шариат. В конце прошлого века король Фахд создал такую формулу, согласно которой существовало сразу две как бы параллельных Саудовских Аравии — религиозная и либеральная. Но не сработало. Теперь принц Мухаммед снова начал преобразования. Мы переходим к так называемой дубайской модели: меньше ислама, социальная свобода, но не свобода политическая. Когда я пишу о недостатках политики Мухаммеда, даже те, кто со мной не согласны, не спорят с фактами, а говорят, что сейчас просто не время говорить об этом, так как необходимо поддержать реформы».
Промежуточные итоги саудовского расследования: арестованы почти два десятка человек, в том числе оперативники, прибывшие в Турцию и предположительно причастные к инциденту. В отставку отправлены два высокопоставленных чиновника.
Дональд Трамп сперва вызвал шквал критики словами о том, что это могли быть просто «неконтролируемые убийцы», но позднее заявил, что саудовская версия о гибели в драке похожа на обман. Москва пока держится в стороне. Как выразился Дмитрий Песков, Кремлю не хотелось бы «разбирать по косточкам» ситуацию с гибелью и вероятным расчленением журналиста.