Защита от мошенников или очередная платная услуга банка?
Лента новостей
В сети набирает популярность пост девушки, которая рассказывает, как ей в отделении Сбербанка предложили защиту от мошенников — страховку за отдельную плату. Обязан ли банк оберегать деньги от кибермошенников и других рисков?
В сети набирает популярность пост девушки, где она описала, как ей в отделении Сбербанка предложили защиту от мошенников — страховку за отдельную плату. Возмущение клиентки Сбербанка вызвал тот факт, что банк предлагает платную страховку за защиту от некоторых рисков, ведь основная функция банка — сохранение доверенных денег. Цена такой услуги начинается примерно от 1200 рублей в год. Если миллион клиентов воспользуются ею, то страховая компания, к слову «Сбербанк страхование», получит около 1,2 млрд рублей в год «на ровном месте», подытожила клиентка.
Business FM решила разобраться и связалась со Сбербанком под видом клиента. В кол-центре пояснили, что страховка распространяется только на карты — как кредитные, так и дебетовые, и защищает от рисков, связанных с кражей денег с карты из-за того, что сама карта была потеряна или украдена, а также случаев, когда владелец под давлением выдал злоумышленникам PIN-код. Или мошенники сняли деньги в отделении, подделав подпись. Или использовали кибермошенничество для перевода денег с карты, говорит работник кол-центра Сбербанка:
«Используя подделанную карту с нанесенными на нее данными действительными банковской карты в качестве расчетного средства за покупки, работы или услуги. Также используя информацию о застрахованной банковской карте, полученную мошенническим путем: это, с использованием фишинга и скимминга, уже интернет-мошенничество».
Обязан ли банк защищать от таких рисков? Когда речь идет о вкладе, все однозначно: деньги размещены на депозите, к ним нет доступа, и тогда банк полностью несет ответственность за сохранность этих средств. Но в случае с банковской картой ситуация совсем иная, говорит старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко:
Алексей Карпенко адвокат, старший партнер компании Forward Legal «Как только банк выдает клиенту пластиковую карту, он фактически дает клиенту пусть и ограниченный, но вход внутрь банка. При этом банк теряет всякий контроль над тем, что происходит с картой. У меня была личная история, как я отдал карту сдуру, хотя меня предупреждали: в Рио-де-Жанейро расплатился картой в ресторане, ее унесли, я просто не обратил на это внимания, карту мне вернули. На следующий день с моего счета было списано 10 тысяч долларов. Чей это риск — банка? Или мой? Конечно, мой. Это я отдал карту в руки мошенников, которые сделали сплит, и после этого я писал большую пачку заявлений, что это не я покупал жвачку на заправке недалеко от Рио-Де-Жанейро, это не я отоваривался в H&M на 7 тысяч долларов. Так вот, от таких случаев и покупается страховка».
Или другая возможная ситуация: предположим, состоятельный человек попадает в руки бандитов, они его связывают, увозят в лес и под давлением, так сказать, получают PIN-код от его карты. В банкомате снимают с этой карты деньги. В такой ситуации банк тоже не может защитить деньги клиентов. От некоторых рисков спасти может только страховка.