16+
Воскресенье, 22 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
11 октября 2018, 12:39 Технологии
Актуальная тема: ЧП

«Авария носителя»: экипаж «Союза» экстренно приземлился в Казахстане, возбуждено дело

Лента новостей

При запуске корабля «Союз МС-10», направлявшегося к МКС, произошла авария. У ракеты-носителя отключились двигатели второй ступени. Члены экипажа живы

Запуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10» на Байконуре.
Запуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10» на Байконуре. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Обновлено в 16:51

Во время запуска нового экипажа на МКС произошла авария. В составе команды — российский и американский астронавты Алексей Овчинин и Ник Хейг. Запускался корабль «Союз МС-10».

После запуска аварийно отключились двигатели второй ступени. Экипаж совершил экстренную посадку в Казахстане, испытывая при этом перегрузки в 6 G, передает РИА Новости. Для сравнения: при старте космонавты испытывают перегрузку от 1 G до 7 G. Во время тренировок в центрифуге перегрузка достигает на пике 12 G.

NASA заявило, что работает с российскими партнерами, чтобы получить больше информации об аварии. Россия не будет скрывать от США причины аварии ракеты «Союз», заявил вице-премьер Юрий Борисов. «Мы, естественно, не будем скрывать [данные] о причинах, потому что вы знаете, что Россия обеспечивает доставку экипажей на Международную космическую станцию. Конечно, они обязаны знать», — цитирует его РИА Новости. Кроме того, он не исключил кадровых перестановок в «Роскомосе».

«Сначала надо установить причину. Если в этой аварийной ситуации будут выявлены конкретные виновные, то, конечно, будут приняты соответствующие кадровые решения. Это стандартная ситуация», — подчеркнул Борисов.

Инцидент произошел во время запуска с космодрома Байконур в Казахстане. «Авария носителя», — сказал диктор во время трансляции пуска, после чего видео оборвалось.

Экипаж приземлился в Жезказгане. В месте приземления капсулы десантировались военные парашютисты. ТАСС отмечало: состояние членов команды «не вполне хорошее», их отправят спецбортом в Москву. В свою очередь, глава NASA Джим Брайденстайн соообщил, что они в хорошем состоянии.

Сотрудник NASA также писал, что Хейга могут отвезти в Соединенные Штаты.

«Роскомос» позднее опубликовал фото Хейга и Овчинина.

«Быстро мы прилетели», — сказал российский космонавт Николай Овчинин перед началом экстренного приземления «Союза». Ранее сообщалось, что причиной ЧП могло стать плохое крепление боковых блоков второй ступени ракеты-носителя.

После аварии Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности строительных работ, повлекшем причинение крупного ущерба (статья 216 УК). Об этом сообщается на сайте ведомства.

Ракета «Союз» была запущена с Байконура в 11:40 по Москве. Российский корреспондент The Telegraph отмечает, что «Роскомос» удалил несколько записей об успешном запуске. С Байконура за стартом ракеты наблюдали глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин и руководитель NASA Джим Брайденстайн.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подчеркнул, что Владимир Путин получит всю необходимую информацию, связанную с аварией, передает РИА Новости.

На МКС остаются три человека, которые прибыли на станцию на «Союзе МС-09», — именно том, где нашли дыру в обшивке. Вернуться они должны 5 декабря, а уже на 20 декабря был запланирован запуск следующего экипажа. Теперь же все пилотируемые пуски «Союзов» будут приостановлены до выяснения обстоятельств аварии, сообщает источник РИА Новости.

Ситуацию прокомментировал ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт. С ним беседовала Диана Лесничая.

— Это отказ двигателей или аварийное выключение двигателей второй ступени. Ну, вторая ступень частично и первая, то есть это та ступень, которая запускается прямо на старте. Дальше первая ступень, это боковушка так называемая, отсоединяется, а эта ступень дальше играет уже роль чисто второй ступени. Случай, о котором сейчас стало известно, беспрецедентный. То есть неприятности такого характера — отказ второй ступени — были когда-то, я не знаю, лет сорок назад, примерно вот так. Это была действительно третья ступень, тогда приземлились где-то на Алтае. Приземлились благополучно. Напряжение было чрезвычайное. А сейчас так, чтобы отказали вот эти двигатели, отключились, такого действительно не было.

— Всего три ступени?

— Да, всего три ступени. Причем первая и вторая запускаются на Земле уже, потом вторая продолжает работать, а первая сбрасывается. Это четыре боковых блока, так это выглядит.

— Какая, получается, высота была уже?

— Высота, я думаю, около, наверное, 30-40 километров, примерно вот такая, может 50, потому что я не знаю, когда они на самом деле отключились. Опять-таки сообщают, что все, слава богу, благополучно, то есть слишком сильно они не успели разогнаться, и поэтому спуск прошел с такой минимальной перегрузкой.

— А можно теперь ожидать, что сейчас начнутся спекуляции о связи этой аварии с инцидентом с дырой в обшивке «Союза»?

— Скорее всего, действительно начнутся. Удержаться от этого трудно и массмедиа, и просто людям, так что, скорее всего, это будет. Хотя это, может быть, даже более неприятно, чем само событие, очень уж нехорошее.

Возможные причины крушения анализирует летчик-космонавт Российской Федерации, дважды побывавший в космосе, Герой России Михаил Корнеенко:

— Сейчас посыпалось столько разных рассуждений на эту тему. Наверное, не стоит им доверять. Стоит доверять выводам комиссии, которая будет создана, безусловно, из специалистов «Роскосмоса», из специалистов завода — производителя носителя. Вот они сделают выводы, которые будут опубликованы. А сейчас это все домыслы.

— В интернете уже шутят, что американский космонавт начал сверлить дыру в «Союзе» еще до выхода на орбиту. А вообще имеет право на жизнь гипотеза о связи двух инцидентов?

— Я думаю, никакой связи тут нет абсолютно. Диаметрально противоположные [события]. Тут носитель не сработал, там пока еще непонятно, какого генезиса эта дыра была и вообще что там произошло.

— Психологически экипажи готовят к таким ситуациям?

— Там готовиться, собственно, ни к чему и не надо. Потому что все происходит в автомате, работает автоматика систем аварийного спасения. Экипажу нужно только сгруппироваться и понять, что происходит. На определенном этапе там нужно выдать две команды, но практически от них ничего не зависит. Все это автоматически происходит.

— После того, что произошло, как быстро эти же люди могут отправиться в космос?

— Да хоть завтра, на мой взгляд. Все хорошо, живы ребята, слава богу.

При предыдущей подобной аварии в 1975 году оба космонавта — Василий Лазарев и Олег Макаров — также выжили. Перегрузки, которые сейчас пережили космонавты, не должны быть критичными, говорит летчик-космонавт СССР первого класса, дважды Герой Советского Союза Виктор Савиных:

Виктор Савиных летчик-космонавт СССР первого класса, дважды Герой Советского Союза «Что такое перегрузка 6 G? Это ерунда. Разговоры о том, что они себя плохо чувствуют из-за этого, неуместны. У нас Макаров и Лазарев садились с перегрузкой 27 G и были живы. Они долго еще были в горах Алтая. Этих ребят нашли сразу».

Сейчас на МКС остаются три человека, которые прибыли на станцию на Союзе МС-09 (именно том, где нашли дыру в обшивке). Вернуться они должны 5 декабря, а уже на 20 декабря был запланирован запуск следующего экипажа. Как сообщает источник ТАСС, авария «Союза» не повлияет на работу станции, у экипажа МКС достаточно запасов.

Пилотируемые пуски «Союзов» будут временно прекращены, сообщил вице-премьер Юрий Борисов. Под угрозой и запуск грузовика «Прогресс» с продовольственным грузом для МКС, запланированный на 31 октября. О том, что будет с дальнейшими запусками, рассуждает член Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков:

— «Прогресс» летит на другой ракете. Я думаю, его старт будет отложен, но на непродолжительное время. Ракета, которая используется для «Прогресса», хоть и отличается от той, которая использовалась сегодня, но все-таки семейство ракет «Союз». У нас используется «Союз-ФГ», а там «Союз-2-1А». С «Прогрессом» будет задержка, а с пилотируемыми полетами тоже задержка, но насколько она будет продолжительной, пока трудно представить. Может быть, один-два месяца, а, может, и на полгода.

— Что тогда с экипажем, который находится на МКС?

— Все зависит от того, насколько быстро удастся установить причину сегодняшней аварии. Если довольно быстро и старт следующего экипажа может состояться в январе-феврале, тогда тем космонавтам, которые сейчас находятся в космосе, просто продлят экспедицию на соответствующий срок. Если же причина окажется непонятной и расследование затянется надолго, придется консервировать МКС.

Как ранее сообщало ТАСС, запуск был посвящен 100-летию со дня образования Завода экспериментального машиностроения Ракетно-космической корпорации «Энергия»: это производитель корабля «Союз МС-10». Эмблема, напоминающая об этом событии, размещена на головном обтекателе ракеты.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию