На что намекает Зорькин, предлагая внести «точечные изменения» в конституцию? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Председатель Конституционного суда РФ опубликовал статью в «Российской газете» о «тревожных призывах к кардинальным конституционным реформам»
Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин опубликовал большую программную статью в «Российской газете». В ней он высказал мнение, что в российской конституции есть отдельные недостатки, которые можно исправить путем «точечных изменений».
Недостатком нынешнего документа, по словам Зорькина, является «крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточная четкость в распределении полномочий между президентом и правительством». Почему статья привлекла такое внимание? Об этом рассуждает Георгий Бовт.
Председатель Конституционного суда РФ не часто выступает с программными статьями, но всякий раз его публикации вызывают интерес: мол, что же на самом деле имел в виду многоопытный Валерий Зорькин? На сей раз он обращается к проблемам политических свобод и плюрализма, высказывая мысль о том, что «реальная демократия наиболее эффективно обеспечивается двухпартийной системой». Поднимает Зорькин и вопросы социальной справедливости.
Любопытно, что примерно те же самые проблемы Зорькин высказывал в нескольких программных выступлениях в 2007-2008 годах, когда обсуждался вопрос о поправках к конституции с целью увеличения срока правления президента и полномочий парламента. Вряд ли сегодня именно свободы взволновали главу Конституционного суда. Он также снова высказывает мысль о том, что основной закон страны по-прежнему далек от реализации положений статьи 7 Конституции РФ, где сказано, что «Российская Федерация — это социальное государство». Впрочем, он тут же оговаривается, что желающие пройти путь радикальной конституционной реформы мыслят поверхностно. После чего в информационное пространство и вбрасывается мысль о желательности «точечных изменений».
Среди «отдельных недостатков», которые можно «точечно» поправить, Зорькин упоминает статью 12, позволяющую противопоставлять органы местного самоуправления и государственной власти. Также он указывает на недостаточную четкость в определении статуса администрации президента, а также на «недостаточную четкость в распределении полномочий между президентом и правительством». Поскольку более четко распределить полномочия между президентом и правительством можно только в пользу правительства, ибо в пользу президента перераспределять уже просто нечего, то в данном пассаже усматривается отсылка к дискуссиям о возможности перехода в России к парламентской республике.
Статья Валерия Зорькина появилась одновременно с публикациями о том, что в недрах кремлевской администрации готовится проект конституционной реформы, который призван решить вопрос о том, в какой форме Владимир Путин будет влиять на политические процессы в стране после истечения срока его президентских полномочий в 2024 году.
«Проблема 2024 года» существует и осознана на высшем политическом уровне. Хотя сам Путин не раз заявлял, что не собирается баллотироваться на третий срок и менять для этого конституцию. Лично мне трудно представить, что через шесть лет Владимир Владимирович, покинув пост, уйдет в политическое небытие. Представляется, что он по-прежнему будет каким-то образом присматривать за страной. В какой форме это будет происходить, вопрос открытый. Это может быть создание нового государства на базе союза России и Белоруссии. Или же пересмотр распределения полномочий в рамках конституционной реформы между парламентом и президентом.
Так или иначе, Валерий Зорькин вбросил в общественное пространство саму идею о том, что конституция может быть изменена. С трудом верится, что такое изменение может полностью проигнорировать личностный фактор Владимира Путина. Это противоречило бы самому духу сложившейся в России политической системы и означало бы конституционный переворот. А речь идет не о перевороте, а о реформе.