«Агенты ГРУ» безобразничают по всему миру. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Запад представил очередные громкие разоблачения «российских шпионов», назвав новые имена предполагаемых агентов и цели их кибератак. Какой будет следующий эпизод этого затянувшегося шпионского сериала?
Власти Нидерландов обвинили четырех россиян в попытке кибератаки на серверы Организации по запрещению химоружия в Гааге. Первым на новость отреагировал рубль. Впервые с середины сентября курс национальной валюты ослаб до 67 рублей за доллар. О политических же последствиях нидерландской истории — в комментарии Георгия Бовта.
Похоже, сразу несколько дел в отношении России решили свести в одно. Число обвинений множится чуть ли не каждую неделю, чтобы держать, так сказать, в тонусе. «Агенты ГРУ» безобразничают по всему миру. ОЗХО атаковали они. Американскую компанию Westinghouse, работающую в ядерной энергетике, они же. В списке жертв — Всемирное антидопинговое агентство и расследователи крушения малайзийского Boeing над Донбассом.
Британские и австралийские спецслужбы готовы приписать тем же «агентам ГРУ» уже и кибератаку против Украины в июне 2017 года, когда вирусом-вымогателем по имени Petya были поражены банкоматы, бензозаправочные станции и множество других объектов. США тогда оценили совокупный ущерб от этой атаки по всему миру в 10 млрд долларов.
Громкие разоблачения со стороны Запада опять изобилуют странными для работы вроде бы спецслужб деталями. Разоблачениям, разумеется, придают максимальный информационный эффект. В данном случае обнародование нового эпизода из сериала под названием «Страшные козни российского ГРУ» было приурочено к заседанию глав МИД стран — членов НАТО.
Великобритания, разумеется, использовала данный повод для того, чтобы попытаться добиться от союзников большей солидарности с ее инициативой введения новых санкций против России. Отсюда — высокий пафос заявления главы британского МИД о том, что Россия ни много ни мало пытается «подорвать международную стабильность» и играет не по международным правилам. То есть не по западным точно.
Возможно, это был своего рода ответ на прозвучавшие на форуме «Российская энергетическая неделя» в Москве саркастические замечания Владимира Путина относительно обвинений в причастности России в лице солсберийских туристов Петрова и Боширова к отравлению Скрипалей. На днях Лондон выпустит новую серию, в которой мы узнаем, как на самом деле звали второго солсберийского отравителя Александра Петрова.
Обнародованные Нидерландами данные должны, по задумке, работать на британскую версию инцидента в Солсбери — в том смысле, что стилистика действий проста и незамысловата. По версии нидерландских властей, 13 апреля россияне, названные «российскими шпионами», припарковали арендованный Citroen C4, оснащенный электронным оборудованием в виде какой-то белой коробки в багажнике, рядом со зданием ОЗХО, чтобы взломать ее сети. Там их и задержали.
У одного из задержанных при себе обнаружили чек из такси, подтверждающий, что до аэропорта «Шереметьево» он ехал от офиса разведслужбы, а именно Главного управления Генштаба. В прессу слиты адреса регистрации предполагаемых шпионов, которые, если верить этим данным, все живут и прописаны где-то в одном шпионском гнезде рядом с этим самым ГРУ и имеют паспорта с номерами, отличающимися на пару цифр.
То, что Нидерланды не огласили полученную информацию еще в апреле, говорит о тесной координации действий западных союзников. Нынешняя волна разоблачений явно приурочена к подготовке США второго пакета санкций за использование химического оружия, который должен быть введен в силу в ноябре. Нынешняя информация призвана как бы подчеркнуть, что Россия не сотрудничает с международным сообществом в деле химического разоружения, и потому жесткие санкции должны быть неминуемыми. С другой стороны, это все же не новый эпизод, а тот, за который против России уже были введены санкции, в том числе со стороны Евросоюза.
Отчасти утешает пока лишь то, что мы уже не одни в компании тех, кого Запад обвиняет в кибератаках. Вчера вице-президент США Майк Пенс, выступая в Гудзоновском институте, обрушился на Китай за то, что тот якобы пытается вмешаться в американские ноябрьские промежуточные выборы. До недавних пор высокая честь быть обвиненной в таком вмешательстве принадлежала исключительно России.
Так что, похоже, запахло кибервойнами мирового масштаба. Но тогда при чем тут санкции? Санкциями такие войны точно не выигрывают. Может, пока не поздно попробовать заключить хотя бы перемирие? Но для этого надо начать разговаривать в том числе с Россией, даже если она ведет какую-либо разведывательную деятельность за границей, что вообще-то не новость в мировой практике, несколько в другом тоне.