Учиться можно везде. Высшая школа экономики заменит традиционные лекции онлайн-курсами
Лента новостей
Ректор университета Ярослав Кузьминов рассказал, что ВШЭ планирует полностью перейти на дистанционное обучение. Что об этом думают студенты и преподаватели?
«Неужели я дожил до этого дня!», «Давно пора!»: так идею ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова комментируют в соцсетях. Дело не в том, что благодаря онлайн-курсам можно не ходить на пары; если студент болел и пропустил лекции, если он совмещает учебу с работой, онлайн-курсы, которые можно прослушать в любое время и в любом месте, — это удобный выход. Плюс — видеозапись можно всегда отмотать назад и заново прослушать нужные части. Есть и минус: если ты что-то не понял, вопрос задать невозможно.
Главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин вспоминает собственную учебу в Вышке: он ходил на лекции охотно, но многие однокурсники предпочитали заниматься дома самостоятельно, по учебнику. При переходе на онлайн-курсы он опасается проблем с мотивацией студентов.
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Надо понимать, что для того, чтобы что-то делать, нужно определенное потыкивание. Онлайн-лекции дальше от мотивации, нежели занятия, проводимые в аудитории. Могут быть дни с четырьмя-шестью парами, в мои годы это встречалось довольно часто. Эти часы нужно самому отсидеть перед экраном монитора, вместо того чтобы сделать это в аудитории. Поверьте мне, внешний стимул в виде профессора, отмечающего посещение, или необходимости узнать то, чего нет в учебниках, довольно силен».
Преподавателям должно быть удобнее: достаточно один раз записать лекцию на видео, а остальное время можно посвятить научной работе. В соцсетях шутят: что же, теперь зарплату будут платить не за часы, а за просмотры, репосты и лайки? За рубежом дистанционные формы обучения на лекциях применяются давно, но на них не переходят полностью, говорит член американского Бреттон-Вудского комитета, руководитель Центра стратегических исследований МГУ Владимир Квинт:
Владимир Квинт член американского Бреттон-Вудского комитета, руководитель Центра стратегических исследований МГУ «У Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе есть филиал в Базеле (Швейцария), в котором я преподавал дистанционно. Я ездил туда, конечно, но большую часть курса я читал удаленно. До тех пор, пока я не приезжал, качество усвоения материалов было ниже, его нужно было существенно поднимать».
Ярослав Кузьминов, объясняя нововведения в Высшей школе экономики, говорил, что на лекциях в российских вузах в среднем низкая посещаемость: всего 15-17%, и это профанация. Его оппоненты сравнивают переход на онлайн-лекции с тем, чтобы слушать концерт вживую или в записи. Некоторые лекции преподавателей Вышки, кстати, и сейчас можно найти в YouTube. Смотреть их интересно и не студентам, только очень не хватает возможности задать вопросы.