16+
Среда, 15 января 2025
  • BRENT $ 79.96 / ₽ 8271
  • RTS866.04
3 октября 2018, 11:30 Политика

Кто заменит Иран на нефтяном рынке? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Приезд в Москву ведущих игроков нефтяного рынка особенно важен в свете намерения США с начала ноября ввести жесткие санкции против Ирана с целью добиться максимального сокращения его нефтяного экспорта

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Президент России Владимир Путин примет участие в пленарном заседании второго Международного форума по энергоэффективности и развитию энергетики «Российская энергетическая неделя», который будет проходить 3-6 октября в Москве.

В форуме примут участие представители крупнейших международных энергетических компаний и организаций, ведущие эксперты. Запланирована встреча Путина с генеральным секретарем ОПЕК Мохаммедом Баркиндо. По словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, Путин также сможет кратко пообщаться с главами профильных министерств Ирана и Саудовской Аравии — министром нефти Ирана Бижаном Намдаром Зангане и министром энергетики Саудовской Аравии Халедом аль-Фалехом. Ситуацию комментирует Георгий Бовт.

Помимо обсуждений перспектив развития мировой энергетики, в рамках форума будут обсуждаться текущие тактические вопросы. Главный из них — кто компенсирует выпадающую долю иранского нефтяного экспорта после того, как 4 ноября США введут жесткие санкции против этой страны, запрещая всем другим странам покупать иранскую нефть под угрозой санкций против таких покупателей?

Заявленная цель Дональда Трампа — свести нефтяной экспорт Ирана к нулю. Некоторые покупатели уже заявили, что не станут слушать Вашингтон. Китай, крупнейший импортер иранской нефти, продолжит импорт за юани и через небольшие фирмы, не имеющие интересов на американском рынке. Индия, второй крупный импортер, посылает противоречивые сигналы, но похоже, что в ноябре откажется от иранской нефти.

Намерения США уже привели к штурму нефтяными ценами четырехлетних рекордов. Саудовская Аравия раньше уже выражала готовность нарастить добычу, чтобы не допустить дефицита нефти. Министр энергетики РФ Александр Новак недавно также обозначил готовность России увеличить объемы добычи нефти до уровня 2016 года, то есть до соглашения «ОПЕК+». В ответ представитель Ирана в ОПЕК Хосейн Каземпур Ардебили обвинил Россию и Саудовскую Аравию в том, что они хотят захватить иранскую экспортную долю, подыгрывают США и узурпируют доминирующее положение на рынке.

Косвенно американские санкции против Ирана вроде бы сегодня выгодны России. Не только из-за доли на рынке, но еще и потому, что США вряд ли станут воевать сразу на два «нефтяных фронта», вводя одинаково жесткие санкции и против Ирана, и против российских нефтяных компаний, притом что Россия входит в тройку ведущих нефтяных экспортеров.

С другой стороны, Москва не заинтересована в том, чтобы санкционная политика США оказалась триумфальной, поскольку, почувствовав вкус абсолютной победы, США могут потом взяться уже за Россию, расчищая в том числе рынок для своих экспортеров по мере наращивания Америкой собственной нефтедобычи. Очевидно, вся эта деликатная тематика станет в Москве предметом переговоров с представителями как Ирана, так и его злейшего врага на Ближнем Востоке — Саудовской Аравии.

Пока мало кто отваживается бросить открытый вызов США в вопросе нефтяного эмбарго против Ирана. Евросоюз пытался договориться об исключении для себя, но ему было отказано. Тогда европейцы объявили о намерении создать специальную неподконтрольную США платежную систему, чтобы обойтись в торговле с Тегераном без долларовых расчетов. Однако как быстро будет создана такая система и сколь она окажется эффективной, пока неясно.

Пока иностранные компании выводят свои активы из Ирана и расторгают контракты, опасаясь отлучения от долларовой банковской системы и вообще от американского рынка. Объем иранского нефтяного экспорта сократился уже примерно на четверть после пика в 2,7 млн баррелей в сутки в начале года и продолжает падать. До нуля не упадет, но до уровня менее 1 млн баррелей вполне может.

Последними из крупных западных компаний, покидающими Иран, стали австрийская OMV, которая вышла из договора с Национальной иранской нефтяной компанией, греческая Hellenic Petroleum, испанская Repsol и итальянская Eni. Возможно, какие-то из этих компаний все же сохранят бизнес с персами, если придумают, как обойтись без долларовых расчетов, и если они при этом не имеют интересов на рынке США. На сентябрь, по данным вашингтонского центра «Фонд в защиту демократий», 71 иностранная компания точно решила уйти из Ирана, 19 решили остаться, 142 будут думать до последнего. Вопрос в том, будет ли Россия соблюдать американские санкции.

Ранее «Газпром», «Роснефть» и «Газпром нефть» в кооперации с той же австрийской OMV планировали начать в Иране многомиллиардные проекты. Вряд ли они будут теперь осуществлены в таком же объеме. Однако какое-то сотрудничество в обход американского эмбарго наверняка останется. Но об этих хитростях, разумеется, открыто говорить на форуме в Москве не будут.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию