Загадки, вопросы и «игры спецслужб» в «кокаиновом деле»
Лента новостей
После экстрадиции бывшего работника посольства России в Берлине Андрея Ковальчука оказалось, что у обвиняемого отсутствует гражданство. «Человека взяли и выкрали», — заявил его адвокат. Но суд доводы о нарушениях не принял, как и залог в 3 млн рублей
Выданный этим летом Германией предполагаемый организатор контрабандной поставки из Аргентины в Россию 362 килограммов кокаина Андрей Ковальчук оказался лицом без гражданства. Скандальная подробность выяснилась на заседании Тверского суда Москвы, который продлил фигуранту срок ареста до 1 декабря. Защитник обвиняемого Владимир Жеребенков заявил о нарушении закона и предрек «международный скандал».
Главного фигуранта громкого дела репортеры увидели сегодня впервые. Тверской суд столицы еще 17 января заочно заключил под стражу бывшего работника посольства России в Берлине. А 1 марта в Германии Ковальчук был задержан сотрудниками Интерпола. Пять месяцев 49-летний фигурант провел в одной их самых известных тюрем мира «Моабит», ожидая решения об экстрадиции, пока 27 июля его не выдали России. Общаться с прессой обвиняемый явно не горел желанием. Когда в зал зашли телевизионщики, он повернулся к ним спиной.
Когда выясняли данные о личности, Ковальчук сообщил, что имеет среднее техническое образование, родился на Украине и ранее являлся гражданином СССР. В последнее время он проживал в Берлине, где «занимался преподавательской деятельностью». Обвиняемый признался, что теперь не знает, какое у него гражданство. «То есть вы лицо без гражданства?» — уточнил судья. «Говорят, да. Я это от адвокатов узнал», — сказал Ковальчук. Руководитель следственной группы полковник юстиции Александр Забродин в своем ходатайстве просил продлить фигуранту срок ареста с учетом времени, проведенного в зарубежном СИЗО, до 9 месяцев, то есть до 1 декабря 2018 года.
Особо сложное дело
В документе, который зачитал судья Анатолий Беляков, следователь ссылался на то, что расследование дела представляет особую сложность. Следствию, в частности, предстоит допросить не менее 20 свидетелей, закончить осмотр вещдоков, получить результаты судебных экспертиз, а также направить международные запросы в Германию.
Необходимость дальнейшего содержания обвиняемого в СИЗО представитель Следственного департамента МВД мотивировал возможностью Ковальчука скрыться. В ходатайстве подчеркивалось, что арестованный имеет знакомых за рубежом, а все его соучастники до сих пор не установлены и находятся за пределами России. В этой связи существует риск, что, находясь на свободе, фигурант продолжит заниматься преступной деятельностью, уничтожит доказательства или «иным способом воспрепятствует установлению истины по делу». К тому же фигурант обвиняется в особо тяжком преступлении, за которое предусмотрено наказание на срок до 20 лет.
«Причастность Ковальчука к инкриминируемому преступлению подтверждается допросами свидетелей, результатами оперативно-разыскных мероприятий, заключениями экспертиз, протоколами следственных действий и иными материалами дела», — отрапортовал Александр Забродин. Он приобщил к делу справку из СИЗО, в которой говорилось, что состояние здоровья арестованного позволяет ему находиться в СИЗО. Прокурор ходатайство поддержал.
Андрею Ковальчуку вменяется покушение на контрабанду наркотических средств и попытка незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 229.1 и ч. 3 ст. 30 — ст. 228.1 УК). Следствие считает его организатором преступной группы, в которую входили бывший завхоз посольства России в Аргентине Али Абянов, а также гендиректор Центра правовых услуг Андрей Калмыков и 28-летний Иштимир Худжамов. Согласно материалам дела, в 2015-2016 годах Абянов принял от Ковальчука на хранение 12 чемоданов с 362 килограммами кокаина, которые по его указанию были упакованы как диппочта.
Он пытался организовать переправку груза в Россию. Болше года зелье хранилось в здании посольства под лестницей, пока не было обнаружено работниками посольства. Правоохранители заменили его на муку и отправили в Москву. Здесь в декабре 2017 года товар встретили Калмыков с Худжамовым. Их и Али Абянова арестовали. Впрочем, фигуранты утверждают, что ничего не знали о наркотиках. В частности, они выдвинули версию о том, что в багаже должен был находится элитный кофе «копи лювак», который Ковальчук приготовил для перепродажи.