«Это не мотивирует, это, в принципе, должно пугать». Бизнес — о наказании за увольнение «предпенсионеров»
Лента новостей
За трудовую дискриминацию «предпенсионеров» грозит уголовное наказание — Госдума приняла соответствующий закон. За увольнение или отказ принять на работу людей предпенсионного возраста работодателям грозят обязательные работы или штраф
Обновлено в 18:11
Госдума приняла закон об уголовной ответственности за увольнение сотрудников предпенсионного возраста. Документ вводит в Уголовный кодекс статью «необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста» — за пять лет до выхода на пенсию. То есть от 55 лет для женщин и от 60 для мужчин. Наказывать будут штрафом до 200 тысяч рублей или обязательными работами сроком до 360 часов.
Что думают о новой норме работодатели? На вопрос Business FM ответила председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова:
— У нас в основном работает молодежь в силу специфики: очень большие, высокие нагрузки. Но есть специалисты, конечно это отдельные единицы, предпенсионного возраста, в основном это женщины, которые могут работать. Например, из бухгалтерии. Даже не столько кадровый состав, а управление и проверка, где нужна вдумчивость и усидчивость. Поэтому на нас этот закон как-то не отразится, потому что если это профессионалы, то мы склонны к тому, чтобы поддерживать и вести до конца.
— А вообще, этот законопроект усложнит работодателям жизнь?
— Любые ограничения накладывают на работодателей все время какие-то невозможности лавировать. Если, например, тебе человек не нужен, а он предпенсионного возраста, ты понимаешь, что он не справляется со своим функционалом, тебе надо уволить и ты его не можешь уволить, то это может стать, конечно, грузом. Но я вот, например, знаю из практики три-четыре случая, когда человеку наступало 60 лет, его просто увольняли. Коллектив ждал увольнения, чтобы занять это руководящее место, а сам человек полон сил и не хотел увольняться.
Ситуацию прокомментировал основатель компании «Дымов» Вадим Дымов:
— Я не думаю, что этот закон облегчает жизнь пенсионерам, повышая ответственность работодателей. Это не мотивирует, это, в принципе, должно пугать. Я думаю, что это в какой-то части ответ на не совсем эффективное проведение реформы о повышении пенсионного возраста. Такое вот «добро» для общества, для пенсионеров. Гораздо приятнее было бы пенсионерам, если им просто государство выплатило компенсацию за то время, которое у них отрезали. А так, чтобы я видел в этом какой-то позитив для рынка, для всех, ну вряд ли. Я бы вообще отказался, честно говоря, от политики запугивания. В наших условиях, в которых и страна находится, и бизнес, и пенсионеры, это дико неэффективно. Я считаю, что надо работать с мотивационными программами для того, чтобы вдохновлять людей на создание рабочих мест.
— А вы как работодатель будете теперь задумываться при найме сотрудника предпенсионного возраста?
— Если за это существует ответственность, конечно, буду задумываться. Все будут задумываться об этом. Зачем вообще торопиться с такими ходами? Я не сторонник таких вот жестких форм.
Вот что думает управляющий партнер Центра современных социальных технологий «Соцтех», вице-президент «Опоры России» Наталья Ушакова:
Наталья Ушакова управляющий партнер Центра современных социальных технологий «Соцтех», вице-президент «Опоры России» «Конституция содержит статьи о том, что в РФ не может быть дискриминации ни по полу, ни по возрасту. Мне казалось, что в принципе этих статей достаточно, но правительство решило усилить эту историю и, наверное, имеет какие-то для этого скрытые, не очень понятные для работодателей смыслы. Мне кажется, что защита прав для работника в новом варианте может быть использована как раз самими работниками для формирования судебных исков при обиде и эмоциональных каких-то срывах к работодателю, доводить дела до уголовных дел, и это не очень хорошо. Мне кажется, что более дружелюбная обстановка должна быть и в коллективах, к этому нужно стремиться. И так высокий уровень социальной напряженности в обществе».
Ранее РБК со ссылкой на Роструд сообщало, что ведомство, которое находится в ведении Минтруда, направило в регионы письмо. Согласно ему, власти субъектов должны сформировать перечни предприятий и организаций, где работают граждане предпенсионного возраста, следить за их численностью и регулярно предоставлять данные для подготовки доклада в правительство.
Регионы будут предоставлять эти данные ежеквартально, на их основе будут формироваться отчеты. Первый будет сформирован в конце октября. Кроме результатов мониторинга из регионов, при подготовке доклада в правительство Минтруд будет использовать данные системы персонифицированного учета Пенсионного фонда России.
Пока данных нет, но закон принят. На основе какой информации? Комментирует первый зампредседателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов:
— Я не думаю, что для принятия данного закона нужна была какая-то статистика. Потому что случаи отказа в приеме на работу по мотивам возраста настолько распространены, что в особых доказательствах не нуждаются. Поэтому с этой точки зрения вряд ли какие-то дополнительные данные были нужны.
— А зачем тогда нужен этот мониторинг сейчас?
— Мониторинг не для закона нужен, мониторинг нужен для отслеживания общей ситуации занятости лиц предпенсионного возраста для того, чтобы гасить возможные конфликты. Это не имеет отношения к принятому закону.
— А закон тогда на основе чего был принят?
— На основе опыта. Есть очевидные вещи, которые в дополнительной статистике для доказывания не нуждаются.
Ввести наказание за увольнение или отказ нанять человека «предпенсионного» возраста российские власти предложили в качестве одной из мер, сопутствующих повышению возраста выхода на пенсию. Законопроект в Госдуму внес президент России Владимир Путин.