«Ситуация изменилась и не по нашей вине»: Шойгу сообщил о поставке в Сирию С-300
Лента новостей
Как указал министр обороны, Россия приостановила поставку этого комплекса в Сирию в 2013 году, и это было сделано по просьбе израильской стороны
Обновлено в 15:38
Министр обороны России Сергей Шойгу сообщил о поставке в Сирию комплексов С-300. Он рассказал, какие меры будут направлены на обеспечение безопасности российских военных в регионе. Как напомнил Шойгу, в 2013 году Москва приостановила поставку в Сирию комплекса С-300 по просьбе израильской стороны. Его заявление транслировали федеральные каналы.
Ситуацию в беседе с журналистами прокомментировал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков:
— Путин ранее говорил, что к гибели самолета привела цепь трагических случайностей.
— Действительно, и формированию этой цепи во многом способствовали преднамеренные действия израильских пилотов. Это действительно так, самолет не был сбит израильской ракетой, слава богу.
— Тогда решение о поставке С-300...
— Ситуация с безопасностью наших военнослужащих, наших летчиков, которая возникла после этой трагедии, диктует необходимость принятия дополнительных мер. Этот вопрос на протяжении недели активно обсуждался в Москве и среди военных экспертов, и среди руководства страны, и было принято такое решение.
— Правильно я понимаю, что доводы израильских военных, которые приехали объяснять ситуацию на прошлой неделе, были неубедительными?
— Да, мы руководствуемся теми данными, которые есть у наших военных экспертов.
— По поводу контактов с израильской стороной: планируются ли они на высшем уровне?
— Если таковые состоятся, мы информируем вас.
— Решение о поставке С-300 не испортит отношения между странами?
— Для всех должна быть очевидна необходимость действий России по усилению обеспечения безопасности своих военных. Россия в данном случае руководствуется исключительно этими интересами. Эти действия не направлены против третьих стран, они направлены на защиту наших собственных военных.
Несмотря на обвинения со стороны российских военных, до сих пор Израиль демонстрировал крайне спокойную реакцию, комментирует руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций Алексей Малашенко:
— Как-то надо было на это прореагировать, надо было найти виноватого. Нашли виноватого — Израиль. Виноватого нужно как-то наказывать, как-то показывать, что России это неприятно. Ну, и вот, поставки «трехсоток», это, с моей точки зрения, очень удобный шаг для России, то есть она не потеряла лица. Нас обидели, наши очень тесные партнеры — израильтяне — совершили грубую ошибку, даже бестактность, но как-то мы должны реагировать. Вот, таким образом мы отреагировали.
— А как ответить тем, кто назовет передачу С-300 Асаду странной мерой? Ведь именно сирийские военные сбили российский самолет, а тут им достается еще более мощный комплекс. Кстати, в соцсетях шутят, что можно и Турции современные истребители передать.
— Вы знаете, я думаю, что это вынужденная мера, поэтому тут искать какую-то военную логику или еще что-то я бы не стал. Надо было как-то отреагировать и отреагировать достаточно эффектно, вот это и было сделано. Я уже говорил, что соотношение сил от этого не меняется в сирийском кризисе, в сирийском военном конфликте, а так Москва поступила достаточно красиво, хотя для большинства, может быть, и неожиданно.
— На долгосрочных российско-израильских отношениях поставки С-300 как-то могут отразиться?
— В Израиле ведь тоже, в общем-то, понимают, что ситуация достаточно глупая, достаточно неожиданная, и сейчас выяснять, а кто же виноват, потому что чисто формально, если мы посмотрим, то F-20 это тот же Ил-18. Это допотопный самолет, который делался в конце 50-х годов. И что он там делал, как он там летал, это один вопрос. Другой вопрос, все-таки сбили-то его сирийцы, а могли бы и не сбивать. Поэтому Россия, как известно, никогда не признает собственных ошибок, никогда не признает ошибок своих близких союзников. Нашелся виновный, который ведет себя достаточно молчаливо, достаточно сдержанно и, в общем-то, по-моему, относится к этому шагу России с пониманием, пусть и неоткрытым.
Ранее в российском Минобороны сообщили, что на сирийской системе ПВО С-200, сбившей самолет-разведчик Ил-20, не было российской системы опознавания «свой-чужой». Кроме того, Шойгу отметил, что Россия обеспечит радиоэлектронное подавление систем связи боевой авиации над Сирией и над акваторией Средиземного моря.
Заявления сделала пресс-служба Башара Асада.Там сообщили о телефонном разговоре сирийского и российского лидеров. Как утверждается, Путин в разговоре с Асадом рассказал о планах поставки Сирии С-300 и развитии системы ПВО страны. Президент Сирии, согласно этим данным, повторно выразил соболезнования.
На прошлой неделе Владимир Путин назвал причиной инцидента цепи трагических случайных обстоятельств, но обещал меры по усилению безопасности российских военных, которые «заметят все».
Решение о поставке комлексов С-300 Дамаску прокомментировал политолог Аркадий Дубнов. С ним беседовала Ирина Савельева:
— Большего, чем заявлено сегодня, сделано быть не может, чтобы заметили это лучше. На мой взгляд, это решение означает крайне серьезное развитие ситуации на Ближнем Востоке, но увеличивает риск военных столкновений вокруг Сирии между игроками большими, которые оперируют в этой стране и преследуют свои собственные цели. Если обратиться к тексту заявления министра обороны, то я бы выделил в нем, что системы С-300 будут снабжены системами идентификации типа «свой-чужой», чего не было на С-200. Таким образом, косвенно можно сказать, что Москва признает свою ответственность, свои ошибки, поскольку эти С-200 ошибочно приняли свой аппарат за чужой, и это чрезвычайно важно, тем более мы не видели, не слышали за это время ни единого заявления со стороны представителей сирийского военного командования, представителей сирийских ПВО, Асада мы даже не берем в расчет, кроме его запоздалых извинений. То есть это говорит о том, что ответственными за пуски ракет С-200 были или контролировали эти пуски российские офицеры, значит, сегодня я уже дважды писал, российские генералы сегодня пытаются очень активно и настойчиво прикрыть свои собственные ошибки, жертвой которой стал сбитый самолет.
— Как вся ситуация с поставками С-300 отразится на российско-израильских отношениях? Сразу же после крушения Ил-20 рассчитывали, что инцидент замнут. Можно ли сказать, что ситуация изменилась?
— Да, инцидент пока на сегодняшний день замять, как хотели бы в Израиле, не получается, я думаю, что некоторое время действительно экзальтация в этих отношениях будет если не нарастать, то и не спадать, поэтому эти отношения сегодня в серьезной степени пострадают. И последнее, что я могу сказать, у меня ощущение, что в российском руководстве начинают преобладать представители силовых структур, нацеленные на самое жесткое решение всех проблем, с которыми встречается Россия сегодня, когда усиливаются санкции Запада. Из всех вариантов, из нескольких худших выбирается, по-моему, наиболее худший вариант.
О причинах и последствиях передачи Асаду продвинутых систем ПРО рассуждает директор проекта по новым технологиям и международной безопасности ПИР-центра, профессор академии военных наук Вадим Козюлин. С ним беседовала Диана Лесничая:
— Это торг, который длится не неделю, а, пожалуй, неполных три десятилетия. Решение о поставке С-300 было принято несколько раз, и несколько раз оно отменялось по политическим причинам. Сегодня ситуация несколько более насущная в плане поставки, но я не исключаю, что ситуация может поменяться еще раз. Это будет зависеть от действий израильской стороны, но также и от действий США, поскольку они тоже игрок на этой сирийской территории, и у них есть тоже свои соображения.
— Что изменит появление комплексов С-300 у сирийской армии в тактико-стратегическом смысле? Российские продвинутые системы ПВО уже присутствуют в Сирии, зачем передавать их еще и под управление Дамаска?
— У Дамаска нет стратегического ПВО, речь идет именно о поставке стратегического ПВО, о создании системы контроля, плюс совмещение системы ПВО с комплексом радиоэлектронной борьбы. Это даст возможность Дамаску полностью контролировать свое воздушное пространство, быть готовым к любым угрозам, видеть их заранее и снять с повестки такие вопросы, как установка бесполетной зоны над какой-либо территорией, и думаю, что вероятные налеты авиации США или Франции, или Германии, а то и Израиля, также могут быть исключены в будущем после того, как система будет полностью развернута. Объединение всех систем ПВО Сирии в единую систему, интеграция с теми системами ПВО, которые у нас есть, это серьезный стратегический ход России.
Ил-20 сбили 17 сентября. Погибли 15 человек. Россия возложила вину за случившееся на Израиль. В Армии обороны Израиля причиной трагедии назвали «использование продвинутых вооружений безответственными игроками», то есть сирийскими военными.