Почему результаты выборов в Приморье отменили целиком? Памфилова ответила на главные вопросы
Лента новостей
По какой причине нельзя присудить победу кандидату КПРФ, если он лидировал с большим отрывом? Могли ли оставшиеся протоколы изменить ситуацию? Почему нельзя провести перевыборы только там, где были нарушения? На эти вопросы отвечает глава ЦИК
Глава ЦИК Элла Памфилова ответила Business FM на главные вопросы о выборах. Вот что она сказала радиостанции:
1. Почему нельзя было присудить победу коммунисту, если признано что до подсчета 97% он лидировал с большим отрывом? Разве оставшиеся проценты протоколов могли радикально изменить ситуацию?
Вводились протоколы, скажем где-то до момента, когда были введены 91,16%, потом все застопорилось. Мы стали выяснять, почему. Мы выяснили, что два дня невозможно было ввести протоколы по 13 участкам, где, возможно, могли проголосовать свыше 24 тысяч людей. Поскольку была устроена провокация, и я полагаю, что правоохранительные органы должны выяснить, кто и зачем вызывал туда наряд МЧС, устраивали типа задымление для того, чтобы заблокировать и дезорганизовать работу территориальной избирательной комиссии, где на это время уже было более 50 протоколов введено в систему ГАС «Выборы». Заблокировали, какие-то 20-25 человек там появилось, извините, предъявляли какие-то корочки разного рода, не давали работать комиссии. Потом всех выставили на улицу. Все документы, эти протоколы остались бесхозными. Кто с ними, что там делал целые сутки, вообще было не понятно. То есть де-факто, я бы так сказала, заблокировали работу и подведение итогов в территориальной избирательной комиссии, фактически выбросили на помойку мнения людей.
2. Говорится о проведении новых выборов. А почему нельзя отменить именно второй тур и провести второй тур заново? Это все-таки разные вещи. Или почему бы не провести перевыборы только на тех участках, где были нарушения?
Даже если взять [момент], когда были обработаны 95% протоколов, лидировал кандидат от КПРФ, с каким разрывом? Где-то 22 тысячи. Дальше, когда было обработано свыше 98%, разрыв был где-то 3%. Никаких ни у кого сомнений в том, что где-то идут какие-то вбросы, фальсификации не было. Ни одной жалобы до этого момента не было. Появились они в последний момент, и мы это признаем: параллельное нарушение, злостное нарушение, я считаю, преступление уголовное, за которое, я надеюсь, кто-то понесет. В Уссурийске, на 19 участках были очевидные приписки повторных вот протоколов, и мы можем предполагать с очень высокой степенью вероятности, что за это время протоколы были сфальсифицированы, переписаны в пользу кандидата от власти, это да. И где-то примерно 14,5 тысячи голосов было приписано. Так вот сравните, даже если бы мы пересчитали, если бы мы даже учли вот эти 14,5 тысячи голосов, все равно, с учетом того, что оба кандидата шли по пятам друг друга, очень маленькая разница была. Это на самом первом этапе не более 5%, потом там до 3% между ними. Это менее 20 тысяч. Сравнимые цифры — 24,5 тысячи потерянных голосов, и вот то, о чем я сказала, не дают возможность полностью подсчитать итоги голосования с учетом этих фактов. Это невозможно. И невозможно по 13 участкам, по 24,5 тысячи избирателей идентифицировать их волю. Поэтому, в соответствии с законом, это очень серьезная причина, чтобы выборы признать недействительными.
Был порыв еще в понедельник с утра принять [это решение], но мы не стали торопиться, поскольку надо было быть полностью уверенными, разобраться в причинах, что там на самом деле произошло, есть ли возможность восстановить эти протоколы. Оказалось, что нет. Поэтому сегодня приняли это решение.
[Отменить второй тур нельзя], потому что все это в соответствии с законом. По всей совокупности нарушений мы доведем до конца проверки по линии нашей комиссии, которая сейчас там работает. Мы еще проанализируем все, передадим материалы в правоохранительные органы. И вот по всей совокупности выборы надо было отменять на всей территории Приморского края и проводить новые.
Коммунист Андрей Ищенко лидировал на выборах, однако в последний момент неожиданно уступил представителю «ЕР» Андрею Тарасенко.