16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
13 сентября 2018, 20:42 Право

Удальцова убрали из политики на три года

Лента новостей

Суд установил над оппозиционером административный надзор. Сам Удальцов считает, что это месть за его активную политическую деятельность, в том числе против проведения пенсионной реформы

Сергей Удальцов.
Сергей Удальцов. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Оппозиционеру Сергею Удальцову запретили в течение трех лет заниматься политической деятельностью. Ему нельзя посещать массовые политические мероприятия — митинги, шествия, демонстрации и пикетирования — и участвовать в них. Такое решение принял Симоновский суд Москвы, частично удовлетворив иск МВД об установлении административного надзора за координатором движения «Левый фронт».

Сам Удальцов считает, что это было сделано, так как он активный противник пенсионной реформы. Его адвокаты намерены обжаловать решение в Мосгоруде, а также дойти до Европейского суда по правам человека.

На рассмотрение иска МВД пришло около трех десятков сторонников Удальцова, большинство — люди пенсионного возраста. Мест хватило не всем, и многим пришлось покинуть зал. Удальцов, который отбывает 30 суток ареста и продолжает голодовку, старался шутить. «Вот почему полезно голодать. Если бы голодали, все бы поместились», — сказал он соратникам, но вскоре стало не до шуток.

Два нарушения

Представитель отдела МВД по району Нагатинский Затон Михаил Шкляр попросил от лица руководства установить над Удальцовым административный надзор сроком на пять лет, до 8 августа 2023 года, когда будет погашена его судимость по «болотному делу». По нему 24 июля 2014 года он получил 4,5 года лишения свободы.

Полицейский ссылался на то, что после выхода из колонии 8 августа 2017 года политик в течение календарного года совершил два административных правонарушения. Так, 25 сентября 2017 года он по решению Тверского суда столицы получил пять суток ареста за «организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления» (ч. 2 ст. 20.2 КоАП). А 14 августа 2018 года Мещанский суд столицы за повторное совершение аналогичного проступка (ч. 8 ст. 20.2 КоАП) отправил его под арест на 30 суток. Стоит отметить, что повторное наказание Удальцову назначили как раз за участие в митинге на проспекте Академика Сахарова против пенсионной реформы. А 12 сентября суд продлил ему срок ареста еще на четыре дня, так как он находился это время в стационаре.

В своем иске МВД просило суд обязать Удальцова четыре раза отмечаться в отделе полиции по месту жительства, не выезжать за пределы Москвы без разрешения правоохранителей, не покидать квартиру с десяти часов вечера до шести утра, а также посещать места «массовых и иных мероприятий» и участвовать в них.

Неконкретная просьба

Последняя просьба вызвала недоумение у адвокатов ответчика, которые назвали это требование неконкретным. «Что имеется в виду под посещением мест массовых и иных мероприятий?» — обратилась к представителю истца адвокат Удальцова Виолетта Волкова. Она сообщила, что планировала пригласить клиента к себе на день рождения, и поинтересовалась, сможет ли это сделать.

В ответ представитель МВД Михаил Шкляр сказал, что этот вариант отпадает. «А 1 сентября он сможет отвести ребенка в школу?» — продолжила расспросы защитница. «Отвести сможет, но присутствовать на линейке нельзя. Если он будет в ней участвовать, это будет нарушение», — отрезал полицейский.

«То есть ни на свадьбы, ни на дни рождения, ни в кино сходить посмотреть фильм ему нельзя, ведь это все — массовые мероприятия?» — не могла поверить юрист. «Получается, нельзя», — замялся полицейский. Адвокаты призвали его конкретизировать, какие массовые мероприятия Удальцову хотят запретить посещать.

Простор для произвола

Дмитрий Аграновский отметил, что закон «Об административном надзоре» хоть и был принят в 2011 году, однако судебной практики по нему «минимум». «Возможностей для произвола масса. Поэтому у меня просьба указать список мероприятий, которые вы запрещаете посещать. Мы просто не понимаем в данном случае, чего от Удальцова хотят», — возмутился защитник. Однако представитель истца отказался это сделать, решив буквально следовать букве закона.

Адвокаты же просили суд отклонить иск. Они подчеркнули, что административный контроль — это, по сути, дополнительное наказание к сроку, который их клиент уже отсидел, оно не предусмотрено УК РФ. Кроме того, по мнению Аграновского, требование МВД нарушает конституционные права Удальцова, а также нормы международного права, а именно статьи 7, 10 и 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В них говорится о назначении наказания, предусмотренного законом, закреплена свобода слова и мнения, а также гарантируется свобода собраний. Аграновский отмечал, что эти права могут быть ограничены в демократическом обществе только при наличии серьезных оснований и необходимости.

«Удальцов — один из ведущих оппозиционных политиков страны. Он конструктивная оппозиция, о которой говорил президент, что она нам нужна. Его деятельность никогда не приводила к серьезным негативным последствиям и не нуждается в пресечении», — настаивал защитник.

Картина для суда

Сам Сергей Удальцов постарался «обрисовать суду всю картину в целом». «Для меня очевидно, что данный иск направлен только на одно — максимальное ограничение моей общественно-политической деятельности», — сказал он, отметив, что в стране «назревает недовольство, в том числе на фоне пенсионной реформы», а он совместно с КПРФ и «Левым фронтом» последние месяцы вели активную, но «легальную» кампанию против повышения пенсионного возраста, проводили массовые мероприятия. «Я убежден, что многим представителям власти это не нравится, и как следствие я получаю сфабрикованные административные протоколы и аресты для того, чтоб подвести меня под административный надзор», — сказал политик.

Удальцов рассказал, что в первом случае получил пять суток административного ареста, когда шел по Тверской улице на массовое мероприятие, которое было не согласовано. В результате он «попал под горячую руку». «Я был один наказан. Ни одна мимо пролетавшая птичка не пострадала, тем более ни один гражданин РФ», — сказал ответчик.

Второе наказание в виде 30 суток ареста он получил за то, что во время митинга кто-то из участников «уничтожил фотографию лица, похожего на нашего руководителя». «Однако во всем мире руководство страны можно критиковать. Это была политическая критика. Кому-то не понравилось, что порвали фото руководителя. Но у нас XXI век на дворе!» — возмутился оппозиционер.

«Злобный рецидивист»

Он добавил, что после освобождения к нему не было претензий со стороны родственников или соседей: он не ведет «антисоциальный образ жизни», не пьет «все, что горит», не хулиганит и не дебоширит, а его «общественная опасность равна нулю». «Я добропорядочный гражданин и семьянин, и я последовательный сторонник только массовых порядков, — утверждал Удальцов. — А затыкать мне рот с помощью суда я считаю абсолютно незаконным».

Удальцов отметил, что в случае наложения запрошенных ограничений его семью оставят без средств к существованию, поскольку он работает журналистом интернет-издания «Свободная пресса» и его график ненормирован. Кроме того, ему приходится выезжать в регионы для освещения массовых мероприятий.

«У меня есть супруга, но ее фамилия Удальцова, не Абрамович и не Михельсон. У меня родители, и они болеют, болеют серьезно. Дети в подростковом возрасте, они тоже требуют затрат. У меня нет меценатов и спонсоров, которые будут мне оплачивать деятельность», — сказал политик. Удальцов напомнил, что ранее числился помощником адвоката, но с судимостью больше не может им работать. «А если я попаду под ограничения, я лишусь работы, и никто за красивые глаза мне платить [зарплату] не будет. Зачем ставить меня в ситуацию «крутись, выживай, как можешь»? Я, конечно, воровать не пойду, но, как говорится, голод не тетка», — резюмировал оппозиционер.

Он также возмутился тем фактом, что МВД запросило для него административный надзор на пять лет, ведь до конца судимости его накладывают в исключительных случаях. Закон же предусматривает его на срок от года до трех лет. «Складывается ощущение, что я злобный рецидивист», — негодовал Удальцов.

Он попросил суд вынести ему «справедливое и разумное решение» и позволить дать ему доказать, что он «человек законопослушный и конструктивный». В свою очередь, прокурор поддержала все требования МВД за исключением запрета покидать жилое помещение с десяти часов вечера до шести утра.

Что решил суд

В итоге суд удовлетворил иск МВД частично. Административный надзор был установлен за оппозиционером сроком не на пять лет, а на три года. Отмечаться же в полиции он должен будет не четыре, а всего два раза в месяц. Также судья Хызыр Муссакаев прописал в решение запрет на посещение и участие лишь в массовых политических мероприятиях: митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях. Запрещать Удальцову покидать жилое помещение в ночное время суд не стал.

Адвокаты заявили, что не согласны с решением суда, и пообещали обжаловать в его в апелляции в Мосгорсуде, а затем в Европейском суде по правам человека. «Этим решением фактически наложен запрет на политическую деятельность Удальцова», — заявил Business FM Дмитрий Аграновский. Он считает, что применение административного контроля к политику такого уровня, «у которого практически 100-процентная узнаваемость», свидетельствует о том, что «меры воздействия на левую оппозицию вышли на качественно новый уровень», а суд создал негативный прецедент.

Адвокат добавил, что решение Симоновского суда дополнит поданные в ЕСПЧ жалобы защиты на приговор оппозиционеру по «болотному делу». «Мы до сих пор не согласны с приговором и обжалуем его там», — напомнил юрист.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию