Территории опережающего развития и свободный порт Владивосток: настоящее и будущее
Лента новостей
Об этом рассуждали в рамках ВЭФ-2018
В ходе дискуссий в рамках ВЭФ-2018 эксперты пришли к выводу, что большинство инвестиционных проектов на Дальнем Востоке реализуются в ТОР.
«За три года у нас 18 ТОРов, и режим СПВ распространен на 22 муниципальных образования. На сегодняшний день цифра такова: у нас 1166 резидентов, в ТОРах — 306, в СПВ — 860. Резидентами вложено 267 млрд рублей, и по плану общая сумма инвестиций будет 2,8 трлн рублей. Механизм востребован», — заявил первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Сергей Тырцев.
При этом, по словам генерального директора АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Дениса Тихонова, 1338 проектов сегодня реализуется в ТОР, а это более 97% инвестиционных проектов Дальнего Востока.
«Мы сегодня уже готовы ряд услуг забирать у малых и средних предприятий на аутсорсинг, в том числе для того, чтобы снизить нагрузку надзорных органов», — добавил он.
Эксперты констатировали, что налоговый режим свободного порта Владивосток устраивает бизнес.
«Налоговый режим здесь близок к идеальному, это позволило нам, по нашим проектным данным, снизить сроки окупаемости наших инвестиций на 3 года», — подтвердил президент корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Сергей Колесников.
С ним согласен и член совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» Денис Сарана, выразивший удовлетворение, как режимом Свободного порта, так и Территорией опережающего развития.
Но даже в такой ситуации не всегда удается решить все имеющиеся проблемы, главная из которых — отсутствие системного подхода к развитию Дальнего Востока.
«Для меня основная проблема этих режимов в том, что эти режимы сконструированы по принципу огородить забором маленькую территорию, и там сделать отдельный рай, но мы все равно выходим за пределы этого режима и сталкиваемся и с таможней, и с транспортом», — пояснил генеральный директор DNS Дмитрий Алексеев.
Участники форума обратили внимание и на проблему больших затрат на экспортную логистику.
«На Дальнем Востоке удельные тарифы на один километр перевозки выше, чем в центральной части России, примерно на 25-30%. Мы экспортируем свою продукцию не только из Хабаровска, но и из Выборга, так вот, стоимость доставки до Сингапура из Выборга дешевле, хотя она дольше по времени», — привел пример Колесников.
Пока не устранены и сложности с получением налоговых преференций.
«Проблема воспользоваться действующему бизнесу преференциями по налогам лишает государства возможностей дать инвесторам инвестировать прибыль», — пояснила первый заместитель генерального директора — коммерческий директор ООО «Управляющая портовая компания» Ирина Ольховская.
Участники дискуссии обратили внимание и на отсутствие необходимого количества таможенных пунктов.
«Есть проблемы с таможней, особенно с размещением на своей территории таможенных пунктов. Многие заявляют, что стоимость размещения такого таможенного пункта стоит приблизительно столько, сколько все остальные льготы, которые они получают в этой зоне», — подчеркнул уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте Российской Федерации Борис Титов.
Сохраняются и сложности с подключением к инфраструктуре. По словам генерального директора ООО «Терминал «Сероглазка» Владимира Вальтера, этот вопрос не регулируется теми преференциями, что есть у СПВ. Он предложил профильному министерству по энергетике сотрудничать по этим вопросам с Корпорацией развития Дальнего Востока.
В ходе дискуссии эксперты наметили решения обсуждаемых проблем. В первую очередь, это участие государства в координации работы бизнеса.
«Без вдумчивой промышленной политики, без вдумчивой макроэкономической политики государства рынок сам не определит, это всегда более сложный процесс, поэтому во всем мире государства помогали скоординировать работу бизнеса, дать условия», — предупредил Титов.
Также необходима систематизация работы ТОР. По словам заместителя министра экономического развития Российской Федерации Вадима Живулина, на территории Российской Федерации действует более 430 всевозможных территориальных режимов поддержки. Но, несмотря на то, что каждый из этих институтов достаточно развит, схожесть инструментов поддержки нередко сбивает с толку и инвесторов, и действующих резидентов. В будущем меры поддержки могли бы быть более кастомизированными и подстраиваться под те виды деятельности, которые тот или иной резидент планирует осуществлять.
Член правления, управляющий директор ООО «СИБУР» Алексей Козлов выступил за координацию проектов ТОР с национальными проектами.
«Может стать следующим шагом в развитии режимов ТОСЭР то, что проекты нужно координировать с приоритетными национальными проектами. То есть, та база, которая заложена в ТОСЭРах: налоги, таможенный режим, рабочая сила — абсолютно базовые вещи — дальше должна получать надстройку отраслевую, если мы хотим получить мирового уровня проекты», — пояснил он.
Титов высказался за формирование отраслевых кластеров на базе ТОР. По его мнению, достигнут этап, когда можно не просто давать условия отдельным инвесторам, а переходить к формированию кластеров, то есть государство еще и думает, каким образом и как скоординировать тех или иных инвесторов для решения какой-то одной бизнес-задачи.
Председатель совета директоров ООО «Колмар Груп» Анна Цивилева предложила изменить применение льготной ставки по налогу на имущество в размере 0% для резидентов ТОР не с момента его регистрации, а с момента введения в эксплуатацию самого объекта.
По ее мнению, также необходимо улучшить условия привлечения кредитных денежных средств.
С ней согласен исполнительный директор ООО «Индустриальный парк «Авангард» Денис Грось. «Доступное финансирование — ключевой фактор и, если будет возможность субсидировать процентную ставку по кредитам до одного процента, это будет здорово», — отметил он.
Цивилева также предложила снизить социальную нагрузку на резидентов ТОР.
«Есть предложение — включить резидентов ТОР в программу трудовой мобильности, что позволит нам привлекать кадры, установление пониженной ставки по ипотеке или ведению каникул на сумму первоначального взноса сотрудника резидентов ТОР, установление специальных льгот на авиа, железнодорожные проезды», — пояснила она.