Сюрпризы выборов: чем отличились Приморье, Хабаровский край, Хакасия и Владимирская область
Лента новостей
Сразу в четырех регионах впервые за шесть лет пройдут вторые туры губернаторских выборов. Почему ни один из кандидатов там не смог победить и каковы могут быть последствия для местных властей?
Владимир Путин высказался о прошедших выборах. «Кампания прошла достойно, с минимальными нарушениями, шероховатости были, с ними будем разбираться», — заявил президент. По его словам, итоги голосования демонстрируют ресурс доверия граждан страны.
Однако сразу в четырех регионах впервые за шесть лет пройдут вторые туры выборов. Отличились Приморье, Хабаровский край, Хакасия и Владимирская область. «Второй тур — это нормально», — заявил президент. Спорить с этим сложно, но то, что от таких явлений россияне успели отвыкнуть, — тоже факт.
Действующий губернатор Владимирской области Светлана Орлова, набравшая на прошлых выборах почти 75%, снизила свой показатель вдвое. По словам местных журналистов, основные претензии к ней связаны с закрытием крупных предприятий и проблемами в области здравоохранения.
Многие в стране помнят скандал во время прямой линии с президентом. Жители небольшого городка пожаловались на то, что областные власти закрывают единственную в районе больницу. Светлана Орлова заявила, что они, напротив, выделили миллионы на ее ремонт. «Врет!» — прокомментировали тогда женщины, стоявшие перед телекамерами на фоне этой самой больницы.
Тем не менее низкий результат действующего губернатора на выборах для жителей области стал большим сюрпризом, рассказывает корреспондент владимирской газеты «Pro Город 33» Виталий Злой:
«Весь Владимир в удивлении. Многие говорят, что нарочно пропустили первый тур, ожидали, что будет все, как обычно, а в итоге многие пойдут голосовать».
Шансы Орловой на победу во втором туре, по словам экспертов, невелики, но есть. Бороться ей предстоит с малоизвестным представителем ЛДПР Владимиром Сипягиным. Его успех — 31,36% в первом туре — объясняется прежде всего тем, что он не Орлова.
У врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко шансы во втором туре куда выше: он и в первом набрал на более чем 20% больше своего ближайшего преследователя — коммуниста Андрея Ищенко. Как пишет РБК, тот факт, что 50-процентный барьер Тарасенко все же не преодолел, в Кремле связывают с последствиями тайфуна «Джеби», который обрушился на регион в начале месяца.
Довольно интересная ситуация сложилась в Хабаровском крае. Там результаты действующего главы региона Вячеслава Шпорта и кандидата от ЛДПР Сергея Фургала отличаются всего на две десятых процента. На этом интересные моменты не заканчиваются, говорит политолог, профессор Тихоокеанского госуниверситета Илдус Ярулин:
Илдус Ярулин политолог, профессор Тихоокеанского госуниверситета «Просто накопилась усталость населения от действующего губернатора — девять лет без смены. Но я сейчас не очень или абсолютно не уверен, что Сергею Фургалу нужен такой приз в виде Хабаровского края. Представляется, что один кандидат не хочет отдавать, а другой не хочет брать».
Высокий результат Фургала в первом туре политологи объясняют тем, что, во-первых, он уже опытный политик, депутат Госдумы с хорошим медийным ресурсом, а во-вторых, на выборах в Госдуму 2016 года Фургал прошел именно в том округе, где «Единая Россия» не стала выставлять своего кандидата, что многие тогда назвали «договорняком» партии власти с ЛДПР.
В Хакасии действующий глава региона Виктор Зимин набрал 32,42% голосов против почти 45% у коммуниста Валентина Коновалова. Зимин у власти уже почти десять лет, но при этом на прошлых выборах его результат превысил 63%.
Как и в случае со всеми остальными губернаторами-единороссами, не сумевшими победить в первом туре, основной причиной падения рейтингов эксперты называют пенсионную реформу. Это подтверждает и почти повсеместное снижение результатов «Единой России» на выборах в региональные заксобрания. Некоторые эксперты считают, что представители руководства партии власти на местах получат выволочку, другие уверены в том, что потери при столь непопулярной реформе могли быть гораздо больше, поэтому партийных репрессий не будет.