Выставка Кабаковых в Третьяковке: «Уходишь с ощущением катарсиса»
Лента новостей
В Третьяковке на Крымском Валу открывается выставка Эмилии и Ильи Кабаковых «В будущее возьмут не всех». Экспозиция с таким названием не так давно завершилась в Эрмитаже. Чем будет отличаться московская версия?
Выставка «В будущее возьмут не всех» в Эрмитаже и Третьяковке — часть масштабного проекта этих площадок с лондонской галереей Tate. В каждом из этих пространств она отличалась не только конфигурацией помещений: если в Петербурге был, скажем, знаменитый «Красный вагон», подаренный Кабаковыми Эрмитажу, то на Крымском Валу — много ранних работ, сделанных еще в 1960-е годы в СССР.
Зельфира Трегулова директор Государственной Третьяковской галереи «Мы немножко по-другому выстроили всю экспозицию, и добавилась инсталляция, которой не было ни в Лондоне, ни в Эрмитаже, «Пустой музей». Тема «Как встретиться с ангелом» выведена в отдельный зал, который завершает всю экспозицию. Ты попадаешь в этот зал, пройдя по пугающим своей темнотой и бесконечностью лабиринтам коридора инсталляции, посвященной матери художника. Выйдя оттуда, ты попадаешь в зал, где начинаешь осознавать, что у каждого человека есть возможность встретиться с ангелом и от человека зависит, состоится эта встреча или нет. И уходишь из выставочных пространств с ощущением катарсиса».
Илья Кабаков — самый известный на Западе и самый дорогой современный русский художник. Работы патриарха московского концептуализма продаются за миллионы. Десять лет назад написанный в 1982-м на фанере «Жук» (то есть еще без Эмилии) ушел с молотка почти за 6 млн долларов. Это только россиян так волнуют деньги, говорит Эмилия Кабакова:
Эмилия Кабакова художник «Меня всегда немножко смущает. Говорить о том, что это самые дорогие художники, только здесь приходит на ум. Это русский корреспондент подошел и спросил: ваша картина ушла за столько-то денег, сколько вы получили премии? Я говорю: вы единственный человек из целого сонма журналистов, который задал вопрос, сколько денег было в этой премии. Много денег. Так же с картинами. Мы не оцениваем произведения по стоимости. Она, может быть, сегодня стоит 6 млн, а завтра не будет стоить ничего, а может, будет 100 млн. Мы не можем это знать, и, если мы будем концентрироваться или ориентироваться на стоимость своих произведений, не надо быть художником, надо стать бизнесменом — гораздо выгоднее».
Открытие выставки не единственное связанное с Кабаковыми событие на этой неделе: в кинотеатре «Гаража» — премьера снятого по его заказу журналистом Антоном Желновым документального фильма «Бедные люди. Кабаковы», в прокате с 13 сентября.