16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 74.42 / ₽ 7493
  • RTS803.70
5 сентября 2018, 22:37 Стиль жизниКультура

«Похищенные сокровища Европы» и потерянная историческая правда

Лента новостей

Задержку в выдаче прокатного удостоверения документальному фильму вызвали кадры со свастикой, объяснили в Минкульте

Фото: кадр из фильма

Минкультуры подтвердило выдачу прокатного удостоверения документальному фильму «Похищенные сокровища Европы» режиссера Клаудио Поли. Ранее стало известно, что у прокатчика возникли сложности из-за того, что на экране появляется свастика, притом что кино посвящено шедеврам живописи, украденным нацистами во время Второй мировой войны и спасенным после победы.

В компании «Невафильм» решили, что Минкульт отказал в прокатном удостоверении всего за сутки до кинотеатрального релиза. Сорвался показ в Третьяковке 4 сентября. В министерстве Business FM ответили, что отказа не было: просто понадобилось чуть больше времени — там же свастика. Надо было все экспертно рассмотреть, о чем Минкульт заранее предупредил прокатчика, обмолвившись, что, возможно, символ придется замазать или кое-что вырезать, согласно федеральному закону «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», запрещающему пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской символики.

Все кончилось хорошо, но сам факт наводит на мысли. Свастика есть в старых фильмах о войне. Например, у Михаила Ромма в «Обыкновенном фашизме» ровно та же хроника, что у Клаудио Поли в «Похищенных сокровищах Европы». Если фильм о преступлениях нацизма и там показывают свастику, тогда смешно ее запрещать, говорит историк Николай Сванидзе:

Николай СванидзеНиколай Сванидзе тележурналист, историк «Как тогда вообще отличить нацизм от чего-то другого? Это знак преступной идеологии, осужденной и осуждаемой именно в этом контексте. Сколько уже говорили о том, что тогда нужно запрещать фильм «Семнадцать мгновений весны» или фильм «Подвиг разведчика». Тогда вообще нужно все запрещать, вырезать целые куски из нашей истории, потому что они так или иначе связаны с тем, что боролись против идеологии, которая вздымала над собой свастику. Если мы закрываем чем-то свастику, тогда вообще непонятно, против чего мы боролись. Мундиры эсэсовские тогда тоже нужно закрывать, лица их противные. Что еще закрывать?»

Фильм снят в популярном сейчас жанре музейного шоу. Это путешествие по местам Европы, где состоялись организованные нацистами выставки, которые должны были очернить «дегенеративное», по мнению фюрера, искусство — Матисса, Шагала, Лисицкого. В оригинале кино даже называется «Гитлер против Пикассо и других».

Если в фильме показаны, условно говоря, немецкие войска или жизнь в нацистской Германии, то странно, если там не будет свастики, считает режиссер Алексей Герман-младший:

Алексей Герман-младший режиссер «Это странно, потому что это историческая правда. Мне кажется, ситуацию с этим фильмом не надо было политизировать, надо было подождать официального решения министерства, потому что, как все-таки выяснилось, ничего не произошло и в итоге фильм прошел экспертизу. Но, конечно, рассмотрение подобных вопросов должно быть максимально прозрачно и максимально адекватно, потому что мы действительно живем во время, когда очень многие оскорбляются по любому поводу».

Три года назад было возбуждено уголовное дело по факту продажи в «Детском мире» на Лубянке солдатиков со свастикой. Фигурки стали изымать из продажи. В течение этого года Минкульт уже отзывал прокатные удостоверения у зарубежных фильмов. Под запрет, в частности, попадала черная британская комедия «Смерть Сталина».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию