Вокруг Сирии разгорается новый конфликт
Лента новостей
Российский МИД предостерег США и их союзников от провокаций. О том, что они могут произойти в провинции Идлиб в ближайшее время, заявили в Минобороны. А только накануне Владимир Путин обсудил с турецкой делегацией новую военную операцию в Сирии, в частности, в Идлибе
Обновлено 17:20
Владимир Путин 24 августа обсудил с турецкой делегацией новую военную операцию на Ближнем Востоке. Основная тема переговоров — ситуация в провинции Идлиб, которая примыкает к турецкой границе. Это единственная зона деэскалации конфликта, которую пока не контролирует Дамаск.
В Идлибе живет около трех миллионов человек. Больше половины ее территории контролирует запрещенная в России группировка «Джебхат ан-Нусра». Информация о числе боевиков разная — от 50 тысяч до 60 тысяч человек.
Турция не раз заявляла, что боевые действия в Идлибе грозят не только гуманитарной катастрофой, но и новым кризисом российско-турецких отношений. Почему для Анкары так важна эта территория?
Сергей Серегичев эксперт Института Ближнего Востока «Если вы помните всю предшествующую историю, особенно начиная с операции по освобождению Алеппо, там ключевой момент был именно эвакуация части непримиримых как раз в Идлиб. Теперь там собрано откровенно отборное зверье, которое малость контролируется Турцией. Турки пытаются сделать вид, что они контролируют часть группировок в Идлибе, но группировки, которые они якобы контролируют, не пытаются сделать вид, что их контролирует Анкара. В Идлибе фактически состояние гражданской войны в гражданской войне, потому что там идет борьба за скудные ресурсы. Гуманитарная катастрофа, которой грозит Анкара Москве в случае начала военной операции, уже и так происходит, то есть это уже дело минувших дней. Естественно, Москва и Дамаск настаивают на операции: сначала зачистка, потом гуманитарная помощь. Чем для Анкары важен Идлиб? Если мы уничтожаем основные силы непримиримых в Идлибе, а остальных заставляем сложить оружие либо вообще покинуть пределы Сирийской Арабской Республики, Турция теряет один из важнейших рычагов влияния на внутрисирийскую политику. Разумеется, у нее остаются оккупированные турецкой армией в рамках формально антиигиловской операции — фактически антикурдской (ИГИЛ — запрещенная в России организация), но эти территории не принесли Анкаре тех бонусов, на которые она рассчитывала, оккупируя их. Поэтому с ликвидацией очага сопротивления в Идлибе от этих радикалов роль Турции во внутрисирийском политическом урегулировании снизится».
В Идлибе столкнулись фундаментальные интересы правительства Асада и Анкары, говорит главный научный сотрудник Института Европы РАН, востоковед Александр Шумилин. Исход схватки за Идлиб важен не только с военно-политической, но и с имиджевой точки зрения:
Александр Шумилин востоковед, главный научный сотрудник Института Европы РАН «Идлиб — важная с коммуникационной точки зрения зона, но еще важнее именно с политической точки зрения, поскольку при операциях против сил оппозиции в других зонах деэскалации этим группировкам давалась гарантия выживания через эвакуацию именно в Идлиб. Эту гарантию выживания давала, в первую очередь, Турция, принимавшая эти группировки из других частей Сирии. Можно ли считать Турцию надежным партнером, как сирийские повстанцы считали ее до последнего времени? Для России это большая проблема, поскольку понятно, что это столкновение вокруг Идлиба обернется большой кровью и неизбежными жертвами среди мирного населения провинции. Для России было важно избежать новых обвинений в провоцировании и участии в такого рода боевых действиях, которые ведут к гибели мирного населения. Именно поэтому Россия пыталась до последнего момента найти мирный выход из положения, проводя целую серию переговоров».
В связи с ситуацией в Сирии с резкими заявлениями выступили российские Минобороны и МИД. Первое предупредило о готовящейся инсценировке химатаки. По информации российских военных, имитацию планируют устроить боевики. Они уже прошли необходимое обучение в британской частной военной компании «Олива». Для проведения провокации террористы доставили в Идлиб восемь емкостей с хлором. Инсценировка должна стать очередным поводом для США, Великобритании и Франции нанести новый ракетно-авиационный удар по Сирии, считают в Минобороны.
Российский МИД предостерег США от «опрометчивых шагов». Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков отметил, что цель Запада — и дальше раскачивать Сирию.