Пенсионный возраст: уровень дискуссии не соответствует масштабу реформы
Лента новостей
В Госдуме во вторник, 21 августа, обсудят повышение пенсионного возраста. В 12:00 по Москве начнутся большие парламентские слушания. Чего от них ждать?
Тон слушаниям еще в понедельник, 20 августа, задал секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, заявив, что нужно забрать деньги у коррупционеров и отправить их напрямую в Пенсионный фонд, а то люди интересуются, где миллиарды полковника Захарченко. Возможно, по этому заявлению в стиле «отнять и поделить» и можно судить, как пройдет обсуждение в парламенте.
Правда, Турчак высказал еще одну мысль — тоже популистскую, но более здравую. Начинать нужно с себя, у депутатов и сенаторов не должны быть пенсионные преференции — а, как известно, в Госдуме достаточно просидеть один срок, чтобы потом получать пенсию в 46 тысяч рублей.
Изъятие этих денег большой выгоды Пенсионному фонду не принесет, но слова Турчака — это хотя бы попытка поговорить с россиянами на одном языке. Только предмет разговора, наверное, должен быть несколько иной — объяснить наконец, почему повышать пенсионный возраст необходимо, и привязать это повышение к росту средней продолжительности жизни. Эта мысль витает в воздухе, но об этом почти ничего не сказано в тексте закона, и власти не хотят, а может быть, не могут об этом говорить.
Григорий Добромелов директор Института прикладных политических исследований «Это бы поняли все, если бы, например, в законе было сказано, что пенсионный возраст будет повышаться в зависимости от увеличения продолжительности жизни. Увеличилась продолжительность жизни, условно говоря, на три года — на год подняли пенсионный возраст, увеличилась еще на пять лет — еще на год подняли, и так далее. Есть простые и понятные для населения формулы, которые сейчас не используются».
Еще в июне Business FM подняла вопрос о сохранении льгот для тех, кто достиг 55 и 60 лет. Когда редакция звонила депутатам, было ощущение, что они сами удивлены этой теме и про нее как будто забыли. Потом вопрос льгот все-таки обсуждали: парламентарии предложили их сохранить, хотя и тут использовали не самую понятную и, наверное, не самую приятную формулировку — биологический возраст.
Но публичного подтверждения до сих пор не было. И лишь РБК недавно со ссылкой на источники сообщил, что вопрос прорабатывается. Кстати, было бы логично, если бы его подняли на региональном уровне, откуда началось обсуждение реформы. Хотя не менее логично, что именно на этом уровне его не затронули. Дело в том, что льготы нынешним пенсионерам оплачиваются как раз из региональных бюджетов.
Возможно, эта тема и станет главным предметом слушаний. Но предложат ли депутаты смягчить саму реформу? Разве что будет сюрприз, говорит эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов:
Владимир Слатинов эксперт Института гуманитарно-политических исследований «Пенсионная тема стала токсичной. Любой, кто к ней прикасается, рискует. Правительство уже заняло интересную позицию: оно настаивает на первом радикальном варианте, но тоже как-то относительно вяло, но и иных вариантов не предлагает. У меня ощущение вообще такого ступора со стороны всех ключевых властных игроков».
После объявления о повышении пенсионного возраста прошло уже больше двух месяцев, и до сих пор со стороны властей не было внятного объяснения смысла реформы. Им можно было бы считать недавнее заявление министра труда. Максим Топилин говорил о дисбалансе в бюджете пенсионного фонда.
Хотя хватило бы пары-тройки простых предложений. Россияне стали жить дольше — это первый факт. Пенсионеров стало больше — второй факт. Денег на всех не хватает — третий факт, и другого пути у страны нет. Да и у других стран, включая выходцев из СССР, его тоже нет: возраст повысили почти все, кроме России.
Была попытка поговорить с народом у думского спикера Вячеслава Володина, но не слишком удачная. Он позвал жителей Саратова на спортивную площадку, чтобы дожить до пенсии, а заодно предположил, что государственные пенсии могут вообще отменить.
Если все это обобщить: уровень дискуссии не соответствует масштабу реформы. Кстати, были надежды как раз на эти парламентские слушания. Тот же Володин назвал их большими, с участием регионов, институтов гражданского общества, представителей правительства. Но, как выяснил ВВС, от кабинета в парламенте выступит лишь один министр — все тот же Максим Топилин. Остальные либо в отпуске, либо просто не придут. Отпуска, впрочем, скоро закончатся — вместе со временем для полноценного обсуждения.