Триумф и падение Илона Маска. Откровенное интервью владельца Tesla обвалило акции компании
Лента новостей
«Я думал, что худшее позади, — я ошибался», — говорит Маск в беседе с The New York Times. Плачет, смеется, кается и ругает финансистов. Пишет в Twitter о возможном биполярном расстройстве. Почему самый обожаемый бизнесмен Америки сломался?
В сентябре 2015 года свежий и загорелый Илон Маск вальяжно пьет кофе в гостях у Стивена Кольбера. Ведущий называет того «всамделишным» Тони Старком и Брюсом Уэйном. Эдакий супергерой, который делает наш мир лучше и современней. Последние восемь лет его Tesla показывала чистый годовой убыток, даром что капитализация была колоссальной — она оставила позади таких зубров, как Ford и General Motors.
Со SpaceX тоже дела идут хорошо. В апреле 2016-го ракета Falcon 9 впервые успешно приземляется на плавающую платформу. На волне успеха Маск уводит красавицу Эмбер Херд у Джонни Дэппа и, как пишут таблоиды, начинает гостить на вечеринках поп-звезд и даже делает пересадку волос.
А уже в 2017-м у Tesla крупнейший убыток в 2,25 млрд долларов. Компания обещает выпускать по пять тысяч Tesla 3 в неделю, а выпускает только по три. 2018 год — новый рекорд: только в I квартале убытки в 710 млн. Надо что-то делать. Маск ночует на производстве в Пало-Алто.
Вчерашнего Тони Старка публично критикует один из соучредителей Apple, сам Стив Возняк — компания не отвечает за взятые на себя обязательства. «Я не верю ни единому слову Маска», — говорит Возняк. Повод не верить еще больше появился позднее, когда Маск заявил в Twitter, что хочет сделать Tesla полностью частной, и даже озвучил цену за акцию — 420 долларов.
Инвесторы Маска приходят в ярость, так как были не в курсе планов партнера, а держатели акций продолжают играть на понижение. Такой личности, как Маск, легко остаться непонятой, и сейчас можно говорить о том, что рынки уже точат ножи, комментирует исполнительный директор VSK Group Максим Тищенко:
Максим Тищенко исполнительный директор VSK Group «Конечно, то есть я его понимаю: как у в какой-то степени гениальной личности, у него есть какие-то свои суперидеи, на которые, скажем так, инвесторы ставят зачастую крест. Ему это очень сильно не нравится. То есть разлад в компании существует уже достаточно продолжительное время. Конечно, если он сумеет сделать компанию частной, это будет плюсом большим для него как для неординарной личности. Если же этого ему не удастся сделать, тогда, скорее всего, его действительно «сожрут» инвесторы. Компания превратится не в бизнес ради великих идей и свершений — бизнес ради денег будет».
28 июля Маску исполнилось 47. И в свой день рождения снова ночь на заводе — никаких вечеринок, только работа. Чтобы уснуть, глава Tesla глотает снотворное. Несколько дней спустя, растерянный и разбитый, дает интервью The New York Times.
«Я думал, что худшее позади, — я ошибался». Плачет, смеется, кается и ругает финансистов. Параллельно отвечает в Twitter, что у него, возможно, биполярное расстройство. Биржи приняли откровения с еще большим беспокойством за судьбу компании — на этом фоне акции Tesla летят вниз еще на 9%.
В соцсетях Маску советуют поменьше строчить в Twitter и побольше слушать близких ему людей. У Билла Гейтса был Стив Балмер, у Стива Джобса — Стив Возняк. У Маска просто нет такого сподвижника, отмечает российский технологический инвестор и предприниматель Денис Черкасов:
Денис Черкасов технологический инвестор и предприниматель «Мне кажется, на протяжении последних лет огромное паблисити в какой-то момент сыграло против него. Паблисити помогло ему с мечтой об электромобилях, о коммерческих запусках космических кораблей, но эта же самая черта не всегда хороша, когда ты возглавляешь публичную компанию, и здесь возникает ответственность перед компанией. И в какой-то мере человек, основавший компанию, становится заложником своей компании, и здесь очень важно, чтобы был так называемый сильный «номер два» — человек, который прекрасно понимает видение человека «номер один». А у меня есть ощущение, что у Илона Маска нет такого человека, поэтому падение или неудачи становятся особенно болезненными».
Параллельно Tesla возобновляет поиск если не замены, то помощника Маску, чтобы как-то разгрузить человека «номер один» хотя бы психологически. Но Маск отвечает: «Я не думаю, что кто-то сможет справиться с этой работой лучше, чем я».