Четвертый — не лишний! Приемные семьи выступили против ужесточения правил усыновления детей
Лента новостей
Многодетные матери устроили флешмоб в соцсетях. Они недовольны инициативой Минпросвещения ограничить число приемных детей в семьях. Business FM собрала мнения за и против законопроекта
Обновлено в 17:48
Многодетные матери ответили министру Ольге Васильевой флешмобом в соцсетях. Приемные семьи выступили против ужесточения правил усыновления детей, а именно инициативы Минпросвещения запретить усыновлять новых детей, если в семье уже есть три ребенка — своих или приемных.
Россиянки публикуют в соцсетях посты с хештегом #четвертый_не_лишний с фотографиями своей семьи с закрашенными лицами приемных детей. Матери рассказывают, какое будущее ждало бы их дочерей и сыновей в случае принятия законопроекта, то есть если бы ребят не забрали из детдомов.
Вот как законопроект Минпросвещения и начавшийся флешмоб комментирует заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Вторыгина:
— Мы сталкиваемся с проблемами, что дети страдают в таких семьях. К сожалению, и недоедают, и голодные, и насилие над детьми есть, избиение. Для кого-то это заработок — когда берут большое количество детей и уже не успевают или еще по каким-то причинам их отслеживать, воспитывать и помогать им. Пока законопроекта нет в Думе. Министерства тоже не на пустом месте такой законопроект выносят. Им приходится разбираться как раз с теми семьями, где страдают дети. А дети не должны страдать. Они не виноваты в том, что их приемные родители взяли такое большое количество. Решение будет позитивное, скорее всего. Я не могу сейчас отвечать за весь комитет. И тем более за всю Государственную думу.
— В соцсетях флешмоб, и рассказывают истории своих семей, не поддерживают этот законопроект. Это как-то сможет повлиять на судьбу закона?
— Безусловно, кого-то это заденет. Есть достаточно большое количество семей, которые очень достойно воспитывают ребятишек. Но это такой тенденцией уже стало, вот это негативное — нарастать.
О необходимости ужесточить законодательство об усыновлении детей Минпросвещения заговорило после убийства 9-летней девочки в Татарстане, в котором подозревается ее приемный отец.
Сами родители в приемных многодетных семьях говорят, что в таких семьях подобные преступления случаются крайне редко. У родителей, как правило, есть опыт в воспитании большого количества детей и им, наоборот, легче с ними.
Юрист Лана Истомина родила первого ребенка в 29 лет, тогда же они с мужем решили взять из детдома двух 14-летних подростков. Сейчас старшие приемные дети уже живут отдельно, они успешно поступили в вузы, а родители взяли из детдома еще пятерых ребят.
Лана Истомина юрист «Ни в какой другой области настолько большой самореализации я не видела, потому что, когда эти дети к нам пришли, это были одни люди. А когда ближе к 18 они уже становились взрослыми детьми, это было вообще совершенно другое. КПД у нашей деятельности просто сумасшедший. Мы за это время еще успели родить вторую дочку, и у нас появились еще приемные дети. В итоге у нас семь приемных подростков. Двое уже живут отдельно. Я могу сказать, что нам однозначно хватает ресурса на всех детей. Нам финансово помогает государство — это прекрасно, потому что, конечно, сами мы не смогли бы прокормить такое количество, не работая круглосуточно. Вот это вот решение о трех детях в семье просто шокировало, потому что для нас три ребенка — это вообще пустой дом. Посмотрим на официальную статистику. Недавно выступал Следственный комитет и говорил, что уровень преступлений в приемных семьях ниже в среднем по популяции, чем везде. В кровных семьях также бывают преступники. Буквально пять лет назад в Москве в одном из образцовых детских домов вовсю применялась карательная психиатрия, раздаются диагнозы направо и налево. Не потому, что у ребенка действительно заболевание, а просто потому, что он неудобный для системы. Ребенок мне рассказывал, что от энуреза его лечили крапивой. Клали крапиву на кровать. Ужасов хватает. Даже в образцовых московских. Мне страшно представить, что в регионах творится. Не выживают там дети, не встраиваются в жизнь.
В семье Надежды Барановой — она живет в Архангельской области — трое своих детей и пятеро приемных. Сначала Барановы были гостевой семьей: брали ребят из детдома на каникулы. Тогда они еще жили в трехкомнатной квартире. Потом построили двухэтажный дом, чтобы взять детей в приемную семью. Строили на свои деньги, никакой поддержки от государства не было, рассказала Надежда Баранова:
Надежда Баранова многодетная мать «Когда обвиняют родителей приемных в корысти, мне прямо хочется закричать — давайте, вложите несколько миллионов, чтобы потом получать пособие. У нас оно в Архангельской области составляет семь тысяч на ребенка. Попробуйте, сделайте так и потом говорите. Знакома с очень многими семьями приемными, которые воспитывают много детей, поднимают детей больных с диагнозами умственной отсталости. У нас один из детей такой же. И тоже очень большую работу делаем. Мы хотим попытаться снять этот диагноз. Даже если и здоровые детки, то все равно они выходят потом в жизнь совершенно несоциализированные из детских домов. У них нет опыта семьи, то есть они не могут потом семью сохранить, потому что у них не было этого опыта. Настолько мне больно от этого законопроекта. Я понимаю сразу, сколько детей, которые не смогут вообще в принципе попасть в семью. Это ограничение по детям — такое мог предложить только человек, который вообще не владеет никакой информацией, не имеет никакого понимания о том, что происходит в детских домах».
Министр просвещения Ольга Васильева предложила сократить допустимое число детей в приемной семье, поскольку «семья не может быть, как детский сад или семейный детский дом», а также пообещала ужесточить подбор, как она выразились, «так называемых приемных родителей» и назначить им дополнительное психологическое обследование.