Марк Фейгин: «Либо меня посадят, либо я покидаю территорию Российской Федерации»
Лента новостей
Суд отказался вернуть адвокатский статус Марку Фейгину, лишенному его за оскорбительные посты в Twitter в адрес коллеги и ее клиента. Сам он убежден, что дана команда убрать его из профессии. В свою очередь, обиженная им адвокат Сталина Гуревич считает, что ее оппонента наказали справедливо
Обновлено в 16:22
Хамовнический районный суд Москвы признал законным решение Адвокатской палаты столицы о лишении профессионального статуса известного адвоката Марка Фейгина, прославившегося защитой участниц Pussy Riot и украинской летчицы Надежды Савченко. Юрист расценил это как «политический заказ» и сообщил Business FM, что намерен обратиться в Европейский суд по правам человека.
Лишение адвокатского статуса Марк Фейгин обжаловал в суде, который в свое время принес ему известность. Именно здесь в 2012 году он с двумя коллегами защищал участниц группы Pussy Riot, устроивших панк-молебен в храме Христа Спасителя. Его интересы представляли двое не менее известных юристов: Владимир Краснов, защищавший здесь же делового партнера экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского Платона Лебедева, и Вадим Прохоров. Последний был другом убитого политика Бориса Немцова и в последние годы выступал как представитель потерпевших — его детей.
Они просили отменить решение совета Адвокатской палаты Москвы. 24 апреля 2018 года она изгнала Фейгина из своих рядов за неэтичное поведение. Летом прошлого года в своем аккаунте в Twitter адвокат некорректно высказался в адрес блогера Анатолия Шария и его адвоката Сталины Гуревич. В одном из сообщений содержалась нецензурная лексика. Сам Фейгин не видел в этом ничего предосудительного. Поскольку решение было основано на Кодексе профессиональной этики адвоката, он и его представители сделали акцент на процессуальных нарушениях. Так, они отмечали, что Фейгина лишили статуса спустя девять месяцев после совершения проступка, который имел место 19 июля 2017 года, тогда как по закону его могли наказать лишь в течение шести месяцев.
Защитник считает, что члены Совета Адвокатской палаты, которые шестью голосами против пяти проголосовали за лишение его статуса, пошли на прямое нарушение закона. Юрист полагает, что они «выполняли политический заказ по устранению адвоката Фейгина». «Никого и никогда не лишали статуса за слова в соцсетях. Я первый и единственный, к кому была применена эта мера Кодекса профессиональной этики адвокатов и правил поведения в интернете, принятая уже около двух лет назад», — заявил Business FM Марк Фейгин.
Доводы юриста и его представителей не убедили судью Германа Бугынина, он отклонил жалобу защитника. Марк Фейгин назвал принятое решение предсказуемым. Он намерен обжаловать его в апелляции в Мосгорсуде, а при необходимости обратиться в президиум Мосгорсуда и Верховный суд России в кассационном порядке.
Впрочем, защитник не верит в отечественное правосудие. Он считает, что законного решения в отношении него суд принять не может, поскольку все решения в отношении него «политически мотивированные», а Хамовническому суду на это «дана индульгенция», на него же «распространен запрет на профессию». «В России я правды добиться не смогу», — заявил юрист. Поэтому сразу же после апелляции он собирается обратиться в Европейский суд по правам человека. Фейгин рассчитывает, что его делу будет дан статус приоритетного.
Сейчас Фейгин как общественный защитник представляет интересы обвиняемого в шпионаже гражданина Украины Романа Сущенко. «Это последнее дело в моей биографии, потому что никто в России мне больше никогда статуса адвоката не даст, это надо трезво понимать», — сказал Фейгин. По словам юриста, после окончания участия в данном деле он хочет покинуть Россию, так как опасается привлечения к уголовной ответственности. «Я заканчиваю это дело, и одно из двух: либо меня посадят, либо я покидаю территорию Российской Федерации», — заявил Фейгин. При этом защитник не назвал, за что его могут арестовать, дав понять, что будет найден любой повод. «А разве меня лишили статуса за что-то?» — задал он риторический вопрос.
Стоит отметить, что если бы Фейгин смог добиться в суде возврата адвокатского статуса, то сделать это было бы не так просто: на адвокатов распространяется особый порядок производства по уголовным делам. Они являются спецсубьектами, а решение о привлечении адвоката в качестве обвиняемого принимается руководством Следственного комитета РФ.
Адвокат Сталина Гуревич, в свою очередь, считает решение Адвокатской палаты и суда законными, а заявления ее оппонента — популистскими и не соответствующими действительности. «Марк Захарович любит нагнать вокруг себя ореола жертвенности, создать видимость человека, преследуемого режимом», — сказала она. Адвокат назвала решение суда закономерным, отметив, что, на ее взгляд, суд не допустил нарушений закона. Доводы о давлении на Совет палаты или суд она назвала «абсурдными».
По словам защитницы, никаких процессуальных нарушений не было, ее коллеги из Адвокатской палаты Москвы не пропустили шестимесячный срок привлечения Фейгина к дисциплинарной ответственности.
Гуревич пояснила, что дважды обращалась в палату, однако ее первая жалоба, поданная в июле прошлого года, была отклонена, а делу был дан ход, только когда она пожаловалась во второй раз, после чего президент Адвокатской палаты усмотрел основания для возбуждения дисциплинарного производства.
При этом, как отметила Гуревич, ее оппонент всячески пытался затянуть слушания в Адвокатской палате, рассчитытая, вероятно, на пропуск срока давности. «Он говорил, что не успел подготовиться, что не читал жалобу, и просил отложить заседание», — рассказала она.
Гуревич подчеркнула, что Марк Фейгин был лишен статуса «за неоднократное циничное нарушение Кодекса профессиональной этики адвоката». Ведь он не впервые оказался в такой ситуации. «Никакого политического решения в этом деле не было. Фейгина уже предупреждали, когда он публично схлестнулся с адвокатом Ильей Новиковым (он также защищал Надежду Савченко. — Business FM), — напомнила защитница. — Он также поливал его грязью. Был Совет Адвокатской палаты. Фейгина тогда не лишили статуса только потому, что он признал вину, принеся извинения и сказав, что не будет так больше. Он отделался предупреждением. Ему сказали, что он неподобающе себя ведет, нельзя использовать в публичном пространстве выражения, умаляющие авторитет адвокатуры. Но Марк Захарович к этому не прислушался, сказав, что это его стиль и он будет себя так вести».
По мнению Гуревич, ее теперь уже бывший коллега волен поступать так, как считает нужным, где угодно, «только не в корпорации». «Поскольку адвокат, он, как жена Цезаря, безупречен и вне подозрений, иначе это бросает тень на всю корпорацию», — считает она.
По словам Гуревич, Фейгин лишен статуса на год. По истечении это срока он имеет право повторно пересдать экзамен и вернуться в профессию, но сам делает все, чтобы этого не произошло. «Его могли лишить статуса на три года, но ему дали минимальное наказание, пожалели. Сейчас Марк Захарович делает все, чтобы не получить обратно статус: поливает грязью адвокатуру, вице-президента палаты, говорит, что палата зависима, что решение принимают не они, что недопустимо», — заявила адвокат.
«Непонятно, для чего он это делает, вместо того чтобы год подумать над своим поведением и сдать экзамен», — заметила Гуревич. При этом она добавила, что Фейгин умудрился переругаться и со своими украинскими коллегами, обвинив местную адвокатуру в зависимости от Кремля.
За последние годы известных адвокатов не раз пытались лишить статуса за комментарии. Так, в сентябре 2016 года адвоката Игоря Трунова лишали статуса за его высказывания в адрес коллег. Однако уже через три месяца он вернул себе «корочки» через суд.
Такая же участь в этом году грозила и Александру Добровинскому, но Адвокатская палата Москвы 26 июня ограничилась замечанием в его адрес.