Полковник Захарченко в суде вспомнил прокурора Вышинского
Лента новостей
«Субъективное мнение следствия» и «искажение истины». Так охарактеризовал полковник МВД Дмитрий Захарченко предъявленное ему обвинение в получении взяток на 33 млн рублей. Свою вину он не признал
Пресненский суд Москвы во вторник, 14 июня, приступил к рассмотрению одного из самых скандальных коррупционных дел последних лет — в отношении полковника МВД Дмитрия Захарченко. Расследование в отношении бывшего заместителя главы управления «Т» ГУЭБиПК МВД РФ вызвало большой общественный резонанс благодаря астрономической сумме, найденной во время обысков в квартире его родственников — более 8,5 млрд рублей, которую позже обратили в доход государства.
Впрочем, перед судом силовик предстал за два эпизода взяточничества на общую сумму более 33 млн рублей и воспрепятствование производству предварительного расследования (ч. 6 ст. 290 и ст. 294 УК РФ). Свою вину он не признал и заявил, что следствие «исказило истину».
После задержания в сентябре 2016 года Захарченко отвергал причастность к найденным деньгам и заявлял, что никогда раньше их не видел. В суде же он о них даже не вспоминал. Впрочем, перед началом процесса ему и не разрешили задать вопросы.
На судебном процессе полковник Захарченко предстал перед публикой в обычной голубой футболке и черных спортивных штанах. Оглядев зал, поинтересовался: «Это все желающие написать правду?» — и бодро отрапортовал свои личные данные. Он сообщил о том, что имеет несколько высших образований, является кандидатом экономических наук и официально в разводе, отец троих детей. Последний ребенок родился у него в 2017 году, когда полковника уже арестовали.
Прежде чем начался процесс, Захарченко попросил допустить к нему в качестве защитника дальнего родственника Виктора Емельянова. Однако судья Елена Абрамова решила, что трех профессиональных адвокатов подсудимому будет достаточно, и просьбу отклонила. После этого прокурор Милана Дигаева озвучила фабулу обвинения, что заняло чуть более получаса.
Полковники, генерал и ресторатор
Гособвинитель начала с двух эпизодов взяток, которые Дмитрию Захарченко инкриминировали «в составе организованной группы», в которую, помимо него, также входил полковник ФСБ Дмитрий Сенин, позже дезертировавший со службы и скрывшийся от следствия. Материалы дела гласят, что с 22 января по 17 июля 2014 года Захарченко инициировал проведение целого ряда налоговых проверок, а также проверок Россельхознадзором товаров, поступающих для фирм предпринимателя Меди Дусса, владельца сети ресторанов La Mare.
Поставляемые ему морепродукты стали «браковать». В обвинении говорится, что Захарченко лично звонил инспектору Национального центра безопасности водного промысла и аквакультуры и просил дать нужное ему заключение. «Он требовал, чтобы, вопреки результатам проб, было дано заключение, что поставленные морепродукты небезопасны для жизни и здоровья граждан, не могут быть реализованы на территории РФ», — сказала прокурор, добавив, что часть продукции даже пришлось уничтожить.
Наконец, в сентябре 2014 года у предпринимателя сдали нервы и он делегировал своего друга, бывшего первого замначальника вневедомственной охраны МВД генерал-майора полиции Алексея Лаушкина, к Захарченко и попросил «подсказать пути решения проблем».
Дуссу ответили, что общее покровительство силовика будет стоить 5 млн долларов. В процессе переговоров, которые проходили при посредничестве того же Дмитрия Сенина, бизнесмену удалось сбить сумму до 800 тысяч долларов. 24 сентября 2014 года в районе Савинской набережной Лаушкин через Сенина передал деньги для полковника. В рублях по курсу того времени сумма взятка составила 30 млн 333 тысячи 760 рублей, уточнила прокурор. Кстати, некоторые СМИ называли Сенина шурином Захарченко. Но защита фигуранта эти данные категорически отрицает.
Как пообедать на 6 млн рублей и заплатить половину
Также, по версии следствия, Захарченко в январе 2015 года получил незаконную выгоду «имущественного характера», добившись от Меди Дусса 50-процентной скидочной карты. Она действовала в сети ресторанов La Mare, расположенных на Малой Грузинской улице, в Проточном переулке и на Петровке.
Карточка была оформлена на генерала Лаушкина. Примечательно, что вначале полковнику предоставили скидку в 30%, но силовик не смирился с таким дисконтом и уже после первого визита в ресторан потребовал его увеличения. Всего за полгода (с 8 февраля по 26 августа 2015 года) Захарченко «наел» в ресторанах более чем на 6 млн рублей, получив в виде скидки 3 млн 42 тысячи. Эту сумму следствие также сочло взяткой.
Обвинение также гласит, что в середине января 2016 года Захарченко предупредил финансового директора Нота-банка Галину Марчукову, фигурантку дела о хищениях в кредитном учреждении 2,1 млрд рублей, о готовящемся у нее дома на улице Академика Королева обыске. Подчиненные Захарченко осуществляли оперативное сопровождение данного дела.
По совету Захарченко женщина отдала свой ноутбук, телефон и документы его доверенному лицу — адвокату Виктору Белевцову, спрятав таким образом улики от следователя. Стоит отметить, что Галина Марчукова, а также ее сестра Лариса Марчукова в итоге признали вину. Их дело было выделено в отдельное производство из дела топ-менеджеров, братьев Дмитрия и Вадима Ерохиных, которое уже слушается в Останкинском суде Москвы. Ожидается, что обе дадут показания на процессе Захарченко как свидетели.
«Субъективное мнение»
Выслушав обвинение, подсудимый заявил, что оно ему непонятно и свою вину он не признает. Дмитрий Захарченко назвал обвинение «субъективным мнением следствия». «Как сказал в свое время прокурор Вышинский (одно из образований у меня историческое), у него было две основные позиции. Первая, он говорил, что обвинение — это субъективное мнение следователя, и вторая, что признание — царица доказательств. Так вот, предъявленное обвинение вообще не основывается на материалах уголовного дела, на фактах и доказательствах, а основано на предположениях. Истина в выводах следствия полностью искажена», — заявил полковник.
Захарченко предложил начать исследование доказательств с оглашения письменных материалов дела. При этом он пообещал дать «развернутые показания» в конце процесса, после того как выступят все свидетели — обвинения и защиты. Однако у прокурора Милены Дигаевой было свое мнение на этот счет. Она решила начать с допроса свидетелей обвинения — около 20 человек. Среди них есть и генерал Алексей Лаушкин, в свое время получивший госзащиту, как и ресторатор Дусс.
Полковник Захарченко хотел знать, кого из свидетелей будут допрашивать первыми, чтобы он мог подготовиться. Однако конкретного ответа он так и не получил. Прокурор сообщила, что все будет зависеть от их явки. Допрос свидетелей обвинения планируется начать 23 августа. А через три дня после этого, 26 августа, Захарченко отметит 40-летний юбилей.
По прогнозу участников процесса, разбирательство может занять не один месяц. Между тем, как ранее сообщили в Следственном комитете, расследование в отношении Дмитрия Захарченко по другим эпизодам продолжается. Оно может вылиться в другие уголовные дела в отношении полковника.