Трамп удвоил пошлины на сталь и алюминий из Турции, турецкая лира рухнула
Лента новостей
Вслед за отказом от поставок истребителей F-35 и включения Минфином США в «список Магнитского» глав турецких Минюста и МВД противостояние перешло в экономическую плоскость
Обновлено в 20:44
Дональд Трамп удвоил пошлины на алюминий и сталь из Турции. «Я только что санкционировал удвоение тарифов на турецкие сталь и алюминий, — написал президент США в Twitter. — Их валюта, турецкая лира, быстро падает по отношению к нашему очень сильному доллару! Теперь пошлина на алюминий будет составлять 20%, а на сталь — 50%. Наши отношения с Турцией сейчас плохие!»
Незадолго до этого президент Турции после пятничной молитвы в северной провинции Байбурт заявил: «Мы не проиграем экономическую войну. Те, у кого спрятаны под подушкой доллары, евро или золото, должны пойти и обменять их на лиры. Это национальная борьба. Это будет ответом моей нации тем, кто объявил экономическую войну. Они могут иметь свои доллары, но у нас есть наш народ и Бог».
Для других стран Трамп решил ввести пошлины на металлы в июне, но только для Анкары он решил их удвоить. Для Турции, занимающей шестое после России место по экспорту стали в США (это более миллиарда долларов), решение американского лидера, безусловно, будет болезненным. Однако в этом конфликте экономика — лишь инструмент личного противостояния двух президентов, считает руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций Алексей Малашенко:
Алексей Малашенко руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций «То, что Трамп пугает, — это его манера общения. У него ощущение, что он лучше всех в мире проводит политику кнута и пряника. Это видно по Северной Корее. Это видно даже по России, где он занимает достаточно взвешенную позицию, в отличие от законодательной публики в Америке. Ни Америка от Турции никуда не денется, ни Турция от Америки, поскольку есть экономические связи, военные связи, Турция остается членом НАТО, есть взаимный интерес — очень непростой, но тем не менее — на Ближнем Востоке. Этим декларациям, этим заявлениям придавать какое-то большое значение не следует. Эрдоган-то уступать не будет, на то он и Эрдоган, он будет находить каких-то альтернативных партнеров. Это объективно работает на сближение Турции и России. Эрдоган не тот человек, которого можно запугать тарифами, ценами. Он так долго добивался власти, и он себя позиционирует как лидер, его не сломать, это парень решительный. И я думаю, что главная причина — это сам Трамп, его поведение. Трамп выступает как защитник прежде всего интересов США, это американский националист, но он пытается доказать, что американский национализм должен быть всем понятен, внятен и от него никто никуда не денется: что Германия, что Франция, что Россия, что Турция. Это, что называется, нашла коса на камень. Но посмотрим, как они будут играть дальше».
То, что делает Трамп и со своими союзниками в Европе, и со своими конкурентами и соперниками — Китаем и Россией, а сегодня и с Турцией, принимает различные формы. На первый взгляд, это производит впечатление хаотических движений, но на самом деле это продуманная стратегия, полагает профессор политологии Университета штата Теннесси Андрей Коробков:
Андрей Коробков профессор политологии Университета штата Теннесси «Все санкции, которые вводятся против Турции, принципиально все равно отличаются. Они вводятся против союзника по НАТО, который имеет политические разногласия со Штатами, то есть это новшество. Но то, что делает Трамп, абсолютно логично и встраивается в ту систему, которую он строит: это необходимость остановить Китай всеми способами, его экономическое, а с ним и политическое, и военное наступление, а второе — то, что система Всемирной торговой организации, которая приобрела свою современную форму в 1995 году, с точки зрения Трампа не работает, а если и работает, то в пользу Китая, а не в пользу Соединенных Штатов. Ведь неслучайно Трамп выиграл за счет тех штатов, где пришло в упадок традиционное машиностроение. И теперь он претворяет в жизнь эту программу. Он ломает ВТО, ломает систему свободной торговли, и его война имеет стратегический, а не тактический характер. Хотя это выглядит очень архаично и бессистемно, на самом деле это стратегический замысел, и эта политика будет продолжаться. Но это палка о двух концах, потому что какие-то производства получают толчок, например сталелитейная промышленность, а это автоматически значит, что повышаются цены на все, что производится из стали и металлов. Во-вторых, вводятся контртарифы и сокращается объем американского экспорта. Итог такой политики еще под большим вопросом».
Трамп ведет очень рискованную игру, считает президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган:
Евгений Коган управляющий директор компании «Московские партнеры» «Трамп — бизнесмен. С ним как раз все абсолютно понятно. Он дал обещание своим избирателям: я улучшу платежный баланс Америки, верну рабочие места, для этого мне нужно прежде всего сделать так, чтобы товары производились в Америке. Эта торговая война по большому счету о том, каким образом сделать так, чтобы выгоднее было многие товары производить в Америке. Тактически Трамп пережимает и своих союзников, и конкурентов и многого добивается. Стратегически все больше и больше регионов будет отходить от американского доллара как от средства расчетов, потому что невыгодно и опасно. Тактически и ситуационно ребята выигрывают, стратегически — закладывают огромную мину под американской экономикой и под Америкой в целом».
После того как Трамп заявил о двойном повышении пошлин на алюминий и сталь из Турции, турецкая лира, которая и так падала весь день, рухнула по отношению к доллару, обновив исторический минимум. За сутки лира потеряла почти 20% своей стоимости.