16+
Среда, 25 декабря 2024
  • BRENT $ 73.65 / ₽ 7355
  • RTS864.25
9 августа 2018, 22:00 Политика
Актуальная тема: Антироссийские санкции

Реальные санкции или фейк?

Лента новостей

Уже через две недели вводится первый блок санкций, который предполагает полный запрет на экспорт в Россию продукции двойного назначения. Оборонка может столкнуться с проблемами. Что изменится в российской экономике после 22 августа?

Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Новые санкции не направлены напрямую против «Аэрофлота», заявил Reuters анонимный высокопоставленный представитель американского Госдепартамента:

«В той степени, в которой «Аэрофлот» является компанией, которой владеет и которую финансирует российское государство, и в случае, если кто-либо из «Аэрофлота» обратится за лицензией на поставку товаров, которые попадают под контроль, тогда, я думаю, это попадет под презумпцию отказа. Но произойдет это или нет, будет на самом деле зависеть от того, будет ли кто-то обращаться за экспортной лицензией».

«Аэрофлот» — единственная авиакомпания, которая осуществляет прямые рейсы между США и Россией. Что может стоять за фразой, произнесенной анонимным источником Госдепа, и что за оборудование может закупать «Аэрофлот», занимающийся перевозками пассажиров?

Роман ГусаровРоман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Насколько я понимаю эти пока предварительные, неподтвержденные заявления, речь идет об авиационных компонентах двойного назначения, то есть тех, которые могут устанавливаться и на военные, и на гражданские воздушные суда. В этой части я считаю, что данные санкции не более страшны, чем просто произнесение на площади слова «санкции», поскольку и сегодня любые компоненты двойного назначения могут быть поставлены в Россию из Америки только по специальному разрешению Госдепа США, а Госдеп уже давно не выдает подобных разрешений. Так что сейчас, по сути, уже свершившийся факт просто будет облачен в форму или в формат как бы санкций, но никаких последствий для гражданской авиации эти санкции иметь не будут, поскольку все-таки все компоненты, которые устанавливаются на гражданские воздушные суда, сугубо гражданского назначения, и никаких специальных разрешений на их поставку нет».

Ущерб для «Аэрофлота» пока выглядит призрачным. Теоретический запрет на полеты может быть введен в отношении «Аэрофлота» только на второй стадии санкций, которые могут принять через три месяца. Но уже через две недели вводится первый блок санкций, который предполагает полный запрет на экспорт в Россию продукции двойного назначения. В медиапространстве пока не сформировалось однозначного понимания, каким будет ущерб от этого запрета.

Почти треть американского экспорта в Россию — это засекреченные поставки на 3,5 млрд долларов. Вероятно, речь идет о военно-техническом сотрудничестве, и именно эта статья сейчас под угрозой. Пока ситуация выглядит пессимистично — некоторые поставки просто нечем заменить, говорит авиационный эксперт, экс-конструктор ОКБ Сухого Вадим Лукашевич:

Вадим Лукашевич авиационный эксперт, экс-конструктор ОКБ Сухого «Если мы говорим про американские компоненты, чего, допустим, не производит Китай? Мы же сейчас китайские ставим, выдавая отчасти за наши, просто на границе перебиваем маркировку. Но, допустим, американская электроника радиационно стойкая. Спутник, который оснащен радиационно стойкой электроникой, выдерживает космический ядерный взрыв на расстоянии 300 тысяч километров. А спутник с обычной электроникой — три тысячи километров. То есть мы сейчас говорим об устойчивости нашей орбитальной группировки — половина спутников либо военные, либо двойного назначения, в тех самых условиях боевого применения».

Любопытно, что некоторые российские оборонные предприятия по-прежнему закупают американское оборудование. Например, Forbes писал про ракету «Авангард», о которой рассказывал в послании Владимир Путин. Судя по сайту госзакупок, разработчик и производитель ракеты — Московский институт теплотехники и Воткинский завод — закупают приборы американского производства, так же как и другие компании, работающие в интересах Минобороны. Впрочем, именно в плане элементной базы ущерб сведен к минимуму, утверждает председатель совета ПИР-Центра Евгений Бужинский:

Евгений Бужинский председатель совета ПИР-Центра «Насколько я знаю, у нас уже до минимума сведена элементная база, которую мы закупали на Западе. Во-первых, всегда можно закупить через третьи страны. Мы в Советском Союзе закупали и сейчас будем закупать. Всегда на любое действие есть противодействие».

Сделаны запасы нужных комплектующих, и их должно хватить на годы, заявил глава комиссии Госдумы по законодательному обеспечению предприятий ОПК Владимир Гутенев. Он добавил, что часть комплектующих из Китая, по его мнению, «надежней и лучше, чем те, которые поставляют страны Западной Европы, США». Одновременно звучат призывы к контрмерам. Вот только не получится ли, что Россия сама пострадает от этого, когда у США найдутся и другие желающие на их электронику, а для российских двигателей потенциальных покупателей не так много?

Депутат Владимир Гутенев предложил в качестве контрсанкций ограничить поставки в США ракетных двигателей РД-180 — точнее, обязать американцев, чтобы они обосновывали, в каких целях покупают двигатели. Такое предложение звучит странно, учитывая, что этим Россия сама же лишится покупателя ее РД-180. Уже было ясно, что после 2020-го США больше не будут их покупать, и обе стороны были к этому готовы, говорит академик Российской Академии космонавтики Александр Железняков:

Александр Железняков академик Российской Академии космонавтики «Некоторое количество двигателей у них еще есть, до 2021-2022 годов они обеспечены. У них есть свои разработки, они выдали заказы на разработку аналога нашего двигателя двум компаниям. В этом году прошли успешные огневые испытания двигатели ВЕ-4, которые разрабатывает компания Blue Origin Джеффа Безоса. Этот двигатель как раз и призван заменить РД-180. Но состояние дел таково, что это произойдет где-то в 2020-2021 годах. В принципе, сейчас наши поставки на Запад — это двигатели плюс услуги по доставке экипажей на борт Международной космической станции. И с двигателями американцы тоже нас догоняют, и в ближайшее время начнутся полеты пилотируемых кораблей Dragon 2 и Starliner, которые разрабатывают SpaceX и Boeing. Так что другого ничего весомого мы не поставляем на Запад».

Госдепартамент США 8 августа потребовал от Москвы допустить международных инспекторов на объекты, где может производиться химоружие. В российском МИД пока не получали соответствующих обращений. Если это случится в течение 90 дней, Россия сможет избежать второй волны санкций, в числе которых — снижение уровня дипотношений и сокращение до минимума внешней торговли.

Вашингтон объявил о новых санкциях через день после публикации в российских СМИ текста нового американского санкционного законопроекта. В документ, который конгресс рассмотрит не раньше ноября, предлагается свести все антироссийские ограничительные меры, а заодно добавить свежие, в том числе запрет на операции с новым российским госдолгом и блокировку валютных транзакций крупнейших российских банков.

Текст законопроекта до сих пор не опубликовала ни одна американская газета. Обнародованный российскими СМИ документ не датирован и не имеет отметок о внесении в сенат. Вполне возможно, что в распоряжении журналистов оказался черновик законопроекта, а не актуальная версия.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию