РПЦ призывает к примирению в делах об оскорблении чувств верующих
Лента новостей
Ранее в Mail.Ru Group предложили амнистировать осужденных за репосты. Все это происходит на фоне громких уголовных дел, которые были возбуждены в Барнауле
В РПЦ призвали православных судей завершать дела об оскорблении чувств верующих примирением сторон. Как заявил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, для этого обвиняемому нужно признать вину и раскаяться в содеянном.
Ранее в Mail.Ru Group выступили с инициативой амнистировать осужденных по уголовным делам, которые связаны с репостами и лайками в соцсетях. Все это происходит на фоне громкого скандала с несколькими уголовными делами по 282-й «экстремистской» статье и статье о защите чувств верующих, которые были возбуждены в Барнауле.
«Если лицо, в отношении которого ведется расследование по статье о защите чувств верующих, признает свою вину, сожалеет о содеянном издевательстве над святыней, то любой верующий человек призван ходатайствовать о прекращении уголовного преследования. Мы призываем следователей, судей и заявителей, считающих себя православными, к тому, чтобы большинство, а желательно и все производства по оскорблению чувств верующих заканчивались именно примирением сторон», — заявил официальный представитель Русской православной церкви.
В Mail.Ru отметили избыточно жесткие меры в отношении людей, осужденных за репосты. Но надо признать, что репост репосту рознь. Шутки, пусть они кому-то и кажутся неуместными или оскорбительными, это одно, а призывы к убийству, пусть даже и в картинках, это уже другое.
Но нужно ли сажать за мемы и демотиваторы? Часть общества возмущена правоприменительной практикой в этой области. Хотя на самом деле именно посадок даже по «экстремистской» 282-й статье немного, говорит эксперт правозащитного центра «Сова», руководитель департамента «Неправомерный экстремизм» Мария Кравченко:
Мария Кравченко эксперт правозащитного центра «Сова», руководитель департамента «Неправомерный экстремизм» «Как правило, по 282-й все же не дают реальные сроки. Это все-таки чаще исключения. По ней дают штрафы, большие штрафы, назначают обязательные работы. Реальные сроки дают, как правило, если есть предыдущая непогашенная судимость, в случае повторных нарушений, в случае, если обвинение было предъявлено не только по 282-й, но и по другим статьям. Все-таки редко бывает, чтобы первое обвинение по 282-й дало реальный срок».
Однако азарт правоохранителей в некоторых регионах заставляет задуматься. В Барнауле как минимум два уголовных дела за публикации картинок в сети завели по заявлению одних и тех же людей — студенток местного филиала РАНХиГС. Правозащитники не исключают, что сетевые дружины, борющиеся за чистоту в интернете, действуют по заказу органов, которым просто нужна статистика по этим статьям.
Создается ощущение, что налажена некая схема: есть запрос на оскорбившихся, они находятся, пишут заявление, виновному предлагают признать вину и получить минимальное наказание. Человек на свободе, статистика положительная — все, казалось бы, довольны. Вот, например, как начиналась история уголовного преследования барнаульского студента Даниила Маркина, процесс над которым идет уже год:
«Ко мне пришли с обыском домой в шесть утра. Меня отвезли в отдел по борьбе с экстремизмом, там провели небольшую профилактическую беседу, на которой сказали, что мне нельзя отвечать следователю «я не знаю», «я не помню», «я забыл, потому что это было давно». Если я буду соглашаться со следователем, то я себе облегчу участь и сегодня отправлюсь, скажем, не в СИЗО, а домой».
Если такая схема действительно работает и все обычно соглашаются, то в этом году все в том же регионе она дала сбой. Барнаульцы Мария Мотузная и Андрей Шашерин, изначально признавшие вину, позднее отказались от своих слов и решили бороться. Чем это для них кончится, пока непонятно. Но есть призыв к примирению, и это хорошо, считает протоиерей Всеволод Чаплин:
Всеволод Чаплин протоиерей «Есть люди, которые поступают неправильно, извинятся, скажут, что они были неправы. Это прекрасный повод для примирения. Жалко, что так события не развивались в случае с осквернением храма Христа Спасителя, в случае с некоторыми явно провокативными действиями. Я думаю, что многие люди, которые делают это все не со зла, способны отказаться от того, чтобы считать свои действия правильными, способны попросить прощения, способны примириться с верующими людьми».
В 2012 году Чаплин был не так миролюбив. Что ж, с одной стороны, прошло всего шесть лет, с другой, шесть лет — это три раза по «двушечке».