Первая пассажирская «Комета» отправилась из Севастополя в Ялту
Лента новостей
В понедельник, 30 июля, прошел торжественный спуск скоростного судна на воду. На церемонии присутствовал премьер-министр России Дмитрий Медведев и даже посидел в капитанской рубке справа от командира корабля. Business FM рассказывает об истории создания и использования подобных судов
Судно с подводными крыльями было разработано молодым российским инженером Ростиславом Алексеевым на горьковском заводе «Красное Сормово», позже он станет называться ЦКБ имени Алексеева. 25 августа 1957 года отправилось в свой первый рейс первое отечественное судно на подводных крыльях речного типа «Ракета». В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов.
С 1950-го по 1976 год было построено 389 «Ракет». Эти быстроходные суда были очень популярны, их название стало нарицательным, и часто так называют все суда подобного типа.
Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых, хотя и недешевых, видов семейного отдыха на реке. Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве велась с начала 1960-х годов до 2006-го. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от Северного речного вокзала до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.
Судно было награждено золотой медалью на Брюссельской выставке. Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов, это было визитной карточкой многих городов, говорит председатель наблюдательного совета Российского союза инженеров Анатолий Кабанов:
Анатолий Кабанов председатель наблюдательного совета Российского союза инженеров «В Советском Союзе это было визитной карточкой крупных городов, например, я их видел в Воронеже и Волгограде в свое время. Здесь именно в основе лежат советские передовые разработки, которые оказались лучше, чем аналоги в мире. Я полагаю, что это было не самое дешевое, но и не самое плохое вложение. На тот момент, когда мы не выпускали столько автомобилей, еще не было, извините, ни ВАЗа, ничего, и доступность многих мест, в которые можно было перевезти людей, грузы, сама логика, вот она была».
Позже были построены «Стрела», «Спутник», «Циклон», «Буревестник», «Восход», «Метеор». Первый «Метеор» появился на Днепре в 1963 году и работал на маршруте «Кременчуг —Херсон». Позднее «Метеоры» работали на всей протяженности Днепра.
Всего было построено больше трех тысяч судов разных типов на подводных крыльях. Позже пришла идея использовать этот вид транспорта на Черном море. Так появилась «Комета», рассказывает главный редактор журнала OCEAN Сергей Балакин:
Сергей Балакин главный редактор журнала OCEAN «Самый революционный проект — «Ракета», конечно же. Массово применялась очень долго, и, вообще-то говоря, равных по масштабу производства в мире нет. Многосерийные «Ракеты» были на Западе, но это чисто речной проект. Следующая разработка была серийная — «Метеор», который мог выходить в прибрежные акватории. После этого и возникла идея уже морского судна. «Комета» — это, по сути, глубокая модернизация «Метеора». «Кометы» строились достаточно долго на Черном море».
«Кометы» производились с 1961-го по 1981 год, построили более ста судов, из которых 39 экспортировали в Грецию. Крылатые «Кометы» ходили из Мариуполя и Ростова-на-Дону по всему южному берегу Крыма. В 1990-е из-за тяжелой экономической ситуации в стране и дорогой эксплуатации суда на подводных крыльях стали потихоньку исчезать с маршрутов.
Теперь производство «Комет» возобновилось в Рыбинске. После торжественного спуска на воду первой модернизированной новой «Кометы» глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что их ждет большое будущее, и не исключил продажи таких судов за рубеж.