16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
30 июля 2018, 16:50 Право

СК отказался возбудить дело против генерала Тутевича за непечатные выражения

Лента новостей

Следственный комитет отказался возбудить дело в отношении руководителя следственной бригады по «делу Гайзера» генерал-майора юстиции Николая Тутевича и еще нескольких сотрудников СК по факту оказания давления на одного из фигурантов — Демьяна Москвина. Мосгорсуд же отменил его приговор и направил дело на пересмотр

Мосгорсуд.
Мосгорсуд. Фото: Сергей Кисилев/АГН «Москва»

Обновлено в 17:16

Мосгорсуд отменил приговор Демьяну Москвину, одному из фигурантов уголовного дела преступного сообщества (ОПС), которое, по версии СКР, возглавлял бывший глава Коми Вячеслав Гайзер. Москвин признал вину и заключил сделку со следствием, получив шесть лет со штрафом в 2 млн рублей. По решению вышестоящего суда дело Москвина возвращено в Замоскворецкий суд столицы на новое рассмотрение в ином составе. Сам же фигурант был освобожден из СИЗО и переведен под домашний арест до 30 сентября.

В апелляции защитник осужденного Сергей Сафронов просил отменить приговор и вернуть дело прокурору. Адвокат сделал акцент на процессуальных нарушениях, допущенных в ходе следствия и при рассмотрении дела судом. Он указал, что обвинительное заключение было составлено с нарушением закона, а суд фактически перепечатал его. «Москвина признали виновным по части 3-й статьи 210 УК РФ — участие в преступном сообществе с использованием служебного положения (от 15 до 20 лет со штрафом. — Business FM). Но в обвинительном заключении и в приговоре ничего, что бы характеризовало его служебное положение, указано не было. Это является нарушением, которое должно было привести к возврату дела прокурору», — сказал Business FM адвокат. Также он утверждал, что в ходе следствия на его клиента было оказано давление.

Дело Москвина было выделено из дела экс-главы Коми Вячеслава Гайзера, а также 13 региональных чиновников и бизнесменов, процесс над которыми длится в Замоскворецком суде Москвы с 17 января этого года. В зависимости от роли и степени участия подсудимые обвиняются в создании и участии в организованном преступном сообществе (ОПС), получении взяток, мошенничестве и легализации имущества, полученного преступным путем (ст. 210 УК РФ, ст. 290 УК РФ, ст. 159 УК РФ, ст. 174.1 УК РФ).

Обвинение гласит, что с декабря 2005 года по сентябрь 2015 года, действуя в составе группы, созданной бывшим зампредом правления ГК «Ренова» Александром Зарубиным (объявлен в розыск. — Business FM), члены ОПС мошенническим путем похитили принадлежащее Республике Коми имущество: 100% акций ОАО «Птицефабрика Зеленецкая» стоимостью около 3,3 млрд рублей, а также денежные средства ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» на сумму более 67 млн рублей, получили взятки в размере свыше 198 млн рублей, легализовали полученное преступным путем имущество на сумму более 988,5 млн рублей.

По версии следствия, Демьян Москвин исполнял в преступном сообществе роль финансиста-технолога. Он, в частности, участвовал в выводе незаконно полученных средств через офшорные компании.

Москвин стал первым «досудебщиком» в деле Гайзера, кто заключил сделку со следствием и дал показания на соучастников. Его дело было рассмотрено в ускоренном особом порядке, без исследования доказательств. Он явно рассчитывал на небольшой или даже условный срок, но 3 мая этого года по приговору Замоскворецкого суда Москвин получил шесть лет колонии строгого режима со штрафом 2 млн рублей.

Вскоре после этого разразился скандал: в интернете появились аудиозаписи разговоров фигуранта с предположительно генерал-майором юстиции Николаем Тутевичем, который руководил расследованием дела. Глава следственной группы в непечатных выражениях давал инструкции Москвину о том, как давать показания на процессе Гайзера в качестве свидетеля, и обещал в дальнейшем обеспечить ему условный срок. В этой связи защитники двух фигурантов «дела Гайзера» еще в середине мая попросили руководство СК и Генпрокуратуры провести проверку по данному факту и при необходимости возбудить уголовное дело. Ответ они до сих пор не получили. А вот защитник Москвина, который подавал аналогичные заявления, узнал об отказе СК возбудить дело 30 июля прямо на заседании в апелляции. Его приобщил следователь. В постановлении говорилось, что оснований для возбуждения дела не имеется.

«Пока мы внимательно не читали его. Но там стандартные доводы о том, что нет объективных данных [для возбуждения дела], а представленные нами аудиозаписи были получены непроцессуальным путем», — рассказал Сергей Сафронов. При этом он отметил, что «миллионы людей» прикладывают к своим заявлениям записи, которые они делали еще до обращения в правоохранительные органы, и они принимаются.

Кстати, на слушании в Мосгорсуде защитник попытался приобщить файлы четырех разговоров Москвина со следователями, которые он сделал до приговора, когда находился под домашним арестом. Два из них ранее были опубликованы интернет-журналом «7x7», а два еще не были обнародованы. Однако суд отказался их приять. Защитник убежден, что проверка по заявлению Москвина была формальной и сообщения об оказании давления на него фактически не проверялись. Юрист добавил, что его клиента следователи опросили в спешном порядке 27 июля, за несколько дней до слушания в апелляции.

Ожидается, что после оформления необходимых бумаг Демьян Москвин покинет стены Бутырского СИЗО уже 31 июля. Защитник надеется, что в ходе повторного процесса действия фигуранта будут переквалифицированы на более мягкую часть — 2-ю — статьи 210 УК (от пяти до десяти лет лишения свободы. — Business FM), что повлияет на размер его наказания. «Он готов нести ответственность, но только за то, что сделал», — подчеркнул Сафронов.

Между тем 31 мая Замоскворецкий суд Москвы вынес приговор еще одному «досудебщику», председателю правительства Республики Коми Константину Ромаданову, которого называют казначеем ОПС. Он получил семь лет колонии и штраф в 170 млн рублей. Его также не устроил приговор, и он его обжаловал.

Процесс же по «делу Гайзера» и еще 13 фигурантов пока продолжается в Замоскворецком суде. В настоящее время доказательства представляет обвинение.

По мнению адвоката Руслана Закалюжного, защищающего бывшего председателя Госсовета Республики Коми Игоря Ковзеля, отмена приговора Москвина может привести к тому, что его показания, которые он давал на процессе Гайзера и других, могут быть признаны недопустимыми доказательствами и исключены из обвинения. «Все это ставит под сомнение в целом законность сбора доказательств и объективность расследования уголовного дела», — полагает адвокат.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию