Накануне ареста генерал МЧС Шляков ночевал в хостеле
Лента новостей
Тверской суд столицы отправил в СИЗО 62-летнего Сергея Шлякова по делу о мошенничестве на сумму 780 тысяч долларов и 15 млн рублей. На процессе бывший первый замглавы МЧС РФ заявил о своей невиновности
Тверской суд Москвы 26 июля санкционировал арест бывшего первого заместителя главы МЧС РФ генерал-полковника в отставке Сергея Шлякова и его двух предполагаемых соучастников по делу о мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, в 2015-2016 годах подельники выманили 780 тысяч долларов и 15 млн рублей у бывшего вице-губернатора Ярославской области, экс-сенатора Юрия Удалова. Последнему обещали помощь в назначении на должность главы региона, но слово не сдержали. Впрочем, Сергей Шляков утверждает, что преступления не совершал.
В суде генерал Шляков старался сохранять присутствие духа. Перед началом рассмотрения ходатайства следствия о его аресте он сообщил репортерам, что настроение у него отличное, а ночь в изоляторе временного содержания выдалась неплохой. Задержанный похвалил «хорошо обученный персонал» ИВС и похвастался: «Там даже душ разрешают принять».
Поддержать 62-летнего фигуранта в суд пришли супруга и дочь. Настаивая на заключении Шлякова под стражу, представитель Главного следственного управления МВД РФ по Москве заявил, что «причастность задержанного к преступлению подтверждается объективными доказательствами по делу». В числе таковых, в частности, были названы имеющиеся в деле расписки о получении денег от потерпевшего на 550 тысяч долларов, а также на 230 тысяч долларов и 15 млн рублей.
Как заявил следователь, «публичный характер личности» фигуранта позволяет сделать вывод о том, что Шляков воспользуется своими связями и может помешать расследованию, оказав давление на свидетелей и потерпевших. Отвечая на уточняющий вопрос судьи, он, впрочем, добавил, что личности всех фигурантов уже установлены.
Цена кресла губернатора
Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) было возбуждено ГСУ столичной полиции 13 июня 2018 года по заявлению бывшего заместителя губернатора Ярославской области, экс-сенатора Юрия Удалова. Он сообщил, что в 2015 году, когда он был советником министра МЧС, Сергей Шляков свел его со своим знакомым Юрием Кузнецовым. Последний назвался бывшим сотрудником КГБ и СВР и заверил, что имеет связи среди высокопоставленных должностных лиц. Он пообещал решить вопрос с назначением Удалова на должность исполняющего обязанности главы региона с последующим получением кресла губернатора Ярославской области.
Кузнецов взялся подготовить необходимый пакет документов и свел Удалова с «нужными» людьми — Сергеем Онищенко и Александром Казарцевым. Первый назвался помощником президента, второй — неофициальным помощником главы государства и фактическим заместителем Онищенко.
Сначала у Удалова попросили 150 тысяч рублей. Деньги якобы пошли для расселения в гостинице членов комиссии, которые должны были проинструктировать Удалова и подготовить ответы на нужные вопросы при собеседовании. В ноябре 2016 года Удалов передал под расписку Кузнецову 230 тысяч долларов и 15 млн рублей, в декабре еще более значительную сумму — 550 тысяч долларов.
Однако в итоге должность Удалов не получил и понял, что его обманули. Что его сподвигло обратиться в правоохранительные органы лишь через два с половиной года, остается загадкой. К этому времени Александр Казарцев уже успел попасться на другой афере и получить срок. 25 июля Шлякова, Кузнецова и Онищенко задержали, предъявив им обвинение в мошенничестве. Следствие считает, что все четверо фигурантов действовали в составе организованной группы из «корыстной заинтересованности».
На заседании защитники Сергея Шлякова Руслан Коблев и Роман Бондаренко назвали доводы следствия бездоказательными. Они просили ходатайство следствия отклонить. В качестве альтернативы заключения под стражу они предложили домашний арест обвиняемого в квартире его дочери в Москве на Кантемировской улице.
При этом адвокаты представили суду документы о том, что их клиент имеет ряд государственных и ведомственных наград, среди которых орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, орден Почета и орден «За военные заслуги». Кроме того, защитники сообщили, что Удалов страдает хроническими заболеваниями, а на его иждивении находится престарелая мать.
«Ни один из трех обвиняемых не говорит о причастности Шлякова к преступлению», — убеждал суд Руслан Коблев. По его словам, его клиент действительно свел Удалова с Кузнецовым, но с Онищенко и Казарцевым он не общался. Последние подтвердили, что не знают Шлякова, сказал адвокат. Он выразил сомнение в том, что такой опытный политик, как Удалов, мог купиться на обещание «неизвестных лиц» назначить его руководителем субъекта Федерации «в обход указа президента».
Коблев заметил, что его клиент заслуживает домашний арест. «Эта мера пресечения позволит ему оправдаться и дождаться объективного решения по делу», — сказал защитник.
Подпись на расписке
Сам обвиняемый поддержал ходатайство защиты и заявил, что у следствия нет доказательств его вины. «Я достаточно публичный человек, и скрываться мне не резон», — сказал Шляков. Он отметил, что сорок лет носил погоны «достойно и с честью» и никаких противоправных действий не совершал.
При этом подследственный подтвердил, что в одном случае присутствовал при получении денег, когда своей подписью заверил передачу 230 тысяч евро и 15 млн рублей Удаловым Кузнецову. Сделал он это, чтобы защитить интересы потерпевшего, пояснил фигурант.
Аргументы о том, что Шляков никуда не сбежит, его защитники подкрепили копией паспорта. Оказалось, что за последние три года его обладатель покидал страну лишь раз, и то чтобы съездить в Армению.
Сам бывший высокопоставленный силовик оказался довольно неприхотлив не только в плане отдыха. Выяснилось, что, когда накануне оперативники нагрянули к нему с обыском, он с женой ночевал в хостеле, но сразу приехал домой. Супруга обвиняемого рассказала Business FM, что к ним в Москву приехали гости. Хозяева уступили им квартиру, а сами отправились ночевать в город.
Однако доводы защиты не убедили судью, и Мария Сизинцева заключила Сергея Шлякова под стражу до 25 сентября. По аналогичной схеме прошли аресты Кузнецова и Онищенко. Защитники заявили, что не согласны с решениями, и обещали обжаловать их в апелляции.