16+
Воскресенье, 22 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
23 июля 2018, 12:19 Общество

Пыточная комната в ярославской колонии. Подозреваемые задержаны, но решена ли проблема?

Лента новостей

В понедельник, 23 июля, ярославскую колонию № 1, где год назад, как выяснилось, пытали заключенного, посетит глава СПЧ. Шесть сотрудников ИК-1 уже задержаны. Эксперты уверены, что проблема пыток в российских тюрьмах носит системный характер. Кто и как будет ее решать?

Территория исправительной колонии № 1 Ярославля, куда Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России направила комиссию для служебной проверки после публикации в СМИ видеозаписи с избиением заключенного.
Территория исправительной колонии № 1 Ярославля, куда Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России направила комиссию для служебной проверки после публикации в СМИ видеозаписи с избиением заключенного. Фото: Сергей Метелица/ТАСС

Председатель Совета при президенте по правам человека Михаил Федотов в понедельник, 23 июля, прибудет в ярославскую колонию № 1 в связи с фактом пыток заключенных в ИК. Видеозапись, в которой надзиратели в течение десяти минут жестоко избивают мужчину, разместила на своем сайте «Новая газета».

Позже выяснилось, что о данном инциденте знали и местные правоохранительные органы, и правозащитники, но долгое время, даже после того, как случай получил огласку, наказания никто не понес. Местное управление Федеральной службы исполнения наказаний ситуацию не комментирует. Уполномоченный по правам человека в регионе Сергей Бабуркин сообщил, что по его данным, 17 сотрудников исправительной колонии отстранены от службы.

«Воспитательная работа с заключенным за неуважительное отношение к персоналу» — так некоторые рязанские правоохранители называют следующее: заключенный без штанов и трусов лежит лицом вниз на столе с наручниками за спиной, надзиратели по очереди бьют мужчину кулаками по голове и по пяткам, дальше в ход идут дубинки. Сотрудник, уставший наносить удары, передает спецсредство коллеге. Слышны жалобы на то, что от процесса у правоохранителя уже отекли руки. Мужчина несколько раз теряет сознание. В чувство его приводят, окатив водой. Пытка продолжается. Видео длится десять минут. Затем запись прерывается, а избиение, скорее всего, нет.

Индидент произошел год назад, запись велась на регистратор одного из сотрудников ФСИН, так положено. В июле 2017 года эти кадры отсмотрел 22-летний выпускник Ярославского государственного университета Радион Сквирский, решивший, что «факты превышения должностных полномочий, связанных с необоснованным применением физической силы со стороны сотрудников учреждения, отсутствуют».

Отказ молодого следователя заметить противоправные действия сотрудников колонии утвердил подполковник Антон Морозов. Местные правозащитники пытались бить тревогу, но им велели не поднимать шум. В итоге смалодушничал и замолчал, признает бывший председатель Общественного совета при региональном управлении Федеральной службы исполнения наказаний Нур-Али Хасиев:

Нур-Али Хасиев бывший председатель Общественного совета при Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области «В этой колонии не только одного этого избили, в прошлом году еще два десятка человек только к нам приходили с жалобами, показывая свои ссадины. Через две недели приехали, обнаружили, что на этих ребят, которые нам жаловались, оказывалось давление. Потом они переставали жаловаться: себе дороже. Такая картина была».

Эпизод с групповым избиением, попавший на видео, — это нонсенс, говорит сотрудник Комитета по предотвращению пыток Олег Хабибрахманов. С менее массовыми пытками ситуация в стране стабильно тяжелая, продолжает правозащитник:

Олег Хабибрахманов член совета Комитета по предотвращению пыток, юрист «Данная ситуация, наверное, все-таки не такой уж частый случай. Обычно все более банально: кабинет, избиения, которые совершаются одним или двумя сотрудниками. Так, чтобы как на этой записи, конечно, из ряда вон. Еще достаточно интересно, как эта запись попала [в сеть], потому что такие вещи стараются не записывать, либо такие записи хранятся как зеница ока».

Контролировать работу сотрудников ФСИН стараются члены общественной наблюдательной комиссии. Они находят в СИЗО тех, кто попадает туда чуть ли не тайно, следят за соблюдением прав арестованных и заключенных, но тех, кто реально занимается правозащитной деятельностью в ОНК, все меньше и меньше, вынуждена констатировать заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачёва:

Ева МеркачеваЕва Меркачёва зампредседателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы «Люди, которые прошли в ОНК нового созыва, особенно в регионах, у нас вызывают много вопросов и опасений. Зачастую это бывшие силовики, причем они этого не скрывают, рассказывая о том, как занимали должности и в прокуратуре, и в полиции, в том же ФСИН. Понятно, что они совершенно по-другому смотрят на очень многие вещи. Когда они заходят в колонию, а там очередной осужденный на что-то жалуется, они думают: ну вот, симулянт. Вы знаете, подход другой. Поэтому я в принципе считаю, что они не должны находиться среди членов ОНК. Более того, сейчас тенденция пошла к тому, что нормальных, настоящих правозащитников стараются вытеснять из ОНК, остаются те самые, с кем проще договориться».

После публикации «Новой газеты» Следственный комитет все-таки возбудил уголовное дело по статье «превышение должностных полномочий с применением насилия». Возможные сроки по ней — от трех до десяти лет лишения свободы. В пресс-службе ФСИН заявили, что руководство «категорически осуждает поведение подобных сотрудников».

23 июля «Интерфакс» сообщил об установлении личности всех сотрудников ярославской колонии, подозреваемых в пытках заключенного, шестеро из которых уже задержаны. Правозащитный фонд «Общественный вердикт», как пишет «Новая», был вынужден в срочном порядке эвакуировать адвоката Ирину Бирюкову, передавшей запись с избиением для публикации в СМИ.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию